спрашивает: София (Москва)
Добрый вечер. Помогите разобраться в моем состоянии. Создаётся впечатление, что моя личность состоит разнообразных противоречий. Я очень долгое время ощущаю себя подавленной, испытываю чувство вины за себя, плохо ем, так как нет чувства голода вообще. Бывают моменты, когда я чувствую подъем эмоционального состояния, продуктивность, но позитивный настрой почти сразу сменяется плохим настроением.
Я девушка, мне 22 года, учусь на последнем курсе института. Учеба проблем не вызывала, поэтому была переведена на бюджет за отличную успеваемость. У меня хорошо получается писать стати, работы, доклады. Я исполнительная, ответственная. Несмотря на это я часто ощущаю себя глупой, так как за все время не смогла добилась значимых успехов в какой-либо определенной области. Более того, иногда люди спрашивают: а как это слово переводится? А как тут правильно? Но я не могу ответить на эти вопросы, тем самым создавая впечатления необразованной и глупой. За это мне очень стыдно.
Я не страшная по внешности, но в то же время выгляжу не как девушка в моем возрасте. Мне часто говорят, что мне 15. Я совсем не женственная, хотя пытаюсь сделать что-то с этим. Другие же девушки вокруг выглядят взросло, привлекательно, красятся красиво.
Я не одинока, так как у меня имеются друзья и парень, но в то же время я чувствую себя лишней и странной. Я теряюсь при общении в компании, когда все смеются и шутят, а мне приходится вставлять редкие фразы и улыбаться. Из плюсов я могу лишь хорошо играть в настольные игры, а также взаимодействовать с людьми по отдельности, когда они в не компании.
Что касается моего парня, то он редко зовёт меня выбраться куда-то, приглашает обычно только домой. Даже если мы выходим куда-то, то это не надолго. Мы встречаемся уже пять лет, изначально он уделял много внимания мне, потом стал намного меньше. Я просто очень люблю гулять, но велосипеды ему неинтересны, лыжи тоже. Мне хочется, чтобы меня тащили куда-то, а не я его. Ему лень? Или я неинтересная ?
Недавно у него появилась подруга, с которой он переписывается даже при мне. Он не из тех у кого в голове мысли об измене, говорит, что просто нравится общаться с ней. Один раз я говорю: вот мне ты стикеры отвечаешь, да короткие предложения. На что он ответил, если бы ты подняла такую интересную тему. При этом он говорит, что со мной все норм. Но мне хотелось бы, чтобы он общался со мной душевно. Неужели я просто не могу заинтересовать людей... единственная кто со мной уже 10 лет, это моя подруга. С другими подругами я нормально взаимодействую, но в итоге они пропадают.
Мне хочется быть обычной, интересной, привлекательной. Но я часто попадаю в нелепые ситуации, скучная судя по всему, совершенно странная, иногда говорю невпопад. Я не знаю , что мне делать в данной ситуации. Как стать такой какой я хочу. Может надо сдать какие-то анализы на депрессию. Меня очень часто посещают мысли, что я не хочу быть собой, но при этом я понимаю, что никуда от себя не деться. Отсюда чувство вины, плохое настроение, слёзы.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день Софья!
софья
Может надо сдать какие-то анализы на депрессию.
Можете пройти у меня на сайте скрининговый тест на депрессию применяемый в медицинской практике, он первый в списке раздела:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=131-Tests/
Можете ещё пройти и второй тест - посмотреть заострение черт характера - что на самом деле может быть более диагностически значимым показателем, и депрессия в такой ситуации может быть лишь вторична и поэтому "лечить следствие а не причину" будет не очень продуктивным занятием.
Вы фактически пишете о проблематике заниженной самооценки - возможно в связи с отсутствием поддержки. Возможно что не хватает именно "здравой мужской поддержки", и тут нужно говорить об "отеческой фигуре", ведь недаром символически "под венец девушек во многих культурах мира ведёт их отец".
А с "чувством вины и стыда" - почитайте небольшую статью у меня на сайте:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=196-Methods_of_Education
К счастью вы указали  что вы живёте в Москве (вы разместили ваш вопрос в разделе вопросов из Москвы) - и как житель города вы можете получить в том числе и бесплатную помощь в городской психологической службе. Или же можно обратиться к частнопрактикующему специалисту.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, София! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
Ваш молодой человек открыто общается с другой, обесценивая Вас, а Вы вините в этом себя, что причина в Вас, а так ли это?
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
София, если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!