спрашивает: Надежда (Москва)
Добрый день. Встречаемся с мужчиной три месяца. У нас есть дочки от первого брака (5 лет моей и 7 лет дочке мужчины). У дочки мужа есть еще мама, с которой она живет в будни, выходные и праздники проводит у папы. Моя дочка своего отца не знает и очень привязалась к мужчине. По сложившимся обстоятельствам у нас есть возможность проводить свободное время только вчетвером (и один вечер в неделю вдвоем). Общаемся либо на нейтральной территории, либо дома у мужчины. Но детям не очень комфортно от такого общения. Иногда они мирно играют, а иногда конфликтуют, деля территорию и внимание. Дочка мужчины очень привязана к папе, она испытывает сильный стресс от перемен и появления чужих людей у нее дома, от конкуренции, которая появилась, она тонко замечает моменты, когда внимание папы переключается на кого-то еще, часто расстраивается и обижается. Моя дочка тоже испытывает стресс, она знает, что она причина недовольства дочки мужчины, так как слышала их разговоры, так же она понимает, что она в гостях, на чужой территории со всеми вытекающими. В итоге совместные выходные заканчиваются ее неконтролируемыми истериками. Вопрос в том как построить гармоничные отношения между детьми и можно ли в данной конструкции построить семью с комфортным совместным проживанием всех ее членов.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день, Надежда!
Конечно, можно в данной ситуации построить семью, в которой все будут довольны. И не только можно, но и  нужно, если Вы встретили достойного мужчину, с которым хотите связать свою жизнь и который сумел расположить к себе не только Вас, но и Вашу дочь. Да, не все так просто, как Вам хотелось бы; да, есть некоторые трудности, но все они решаемы. В этой ситуации важно запастись терпением, поскольку всем участникам событий нужно время, чтобы привыкнуть к новой ситуации, новым обстоятельствам, новым ролям. Девочки ревнуют друг к другу и это нормально. Каждая из них по-своему переживает отсутствие одного из родителей, поэтому их можно понять. Вероятно, дочерью Вашего мужчины движет не столько ревность, сколько страх потерять его. Ведь она растет без матери, это непросто для ребенка, а теперь она боится потерять еще и отца. Если она поймет, что может не только не потерять, но и приобрести новых членов семьи, ее тревога спадет. Здесь многое зависит от Вас и Вашего к ней отношения, от того, кем Вы ей станете если создадите семью с ее отцом. Что косается Вашей дочери, то в ее возрасте очень хорошо помогает все расставить на свои места игровая терапия  и сказкотерапия. Если понадобится консультация, буду рада помочь.
Психолог
Здравствуйте, Надежда! Да, можно, НО для этого должна появиться определенность и стабильность - чтобы не кто-то из детей чувствовал себя в гостях, а чтобы Вы начали вместе жить в СВОЕМ доме, чтобы системы взаимоотношений начали развиваться и формироваться. Пока есть два лагеря - Вы и дочь / Он и дочь. И в каждом лагере есть своя система, при стокновении, происходит ломка, дети не знают, что им делать, потом все расходятся в привычные системы, поэтому и не корректируется ситуация. Всё возможно урегулировать, когда Вы будете вместе жить и уже вместе создават новую систему отношений, а также параллельно работать с психологом, так как и Вы и мужчина должны понимать, что Вы оба, как взрослые люди можете сделать, чтобы создать мир, спокойствие и лружбу между детьми и в семье