спрашивает: Сергей (Калининград)
Здравствуйте уважаемые психологи. Я обращаюсь к вам так как увидел у своей 16 летней дочери проблемы с ориентацией. Моя дочь целовалась по взрослому с подругой, в ее телефоне есть фотографии где она шупает ее за пятую точку, где они трогают друг другу грудь. Я очень за нее переживаю, я отец - одиночка, ее мать была нетрадиционной ориентации, я боюсь что это передалось дочери, может ли мне кто - нибудь ответить лечится ли это и к кому мне обратиться за лечением?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствйте, Сергей.
С точки зрения законодательства и нормативных документов соременной психотерапии, проблемой, требующей терапевтического вмешательства, явялется дисфория - сильный стресс, вызванный неприятием своей сексуальной ориентации или несовпадением сексуальных предпочтений с полом, приписанным при рождении.
Нет никаких научных данных, которые подтверждали бы возможность передачи сексуальной орииентации/предпочтений  по наследству. От рождения физиология человека развивается так, что каждый человек, вне зависимости от биологического пола, может получать сексуальную разрядку или даже удовольствие  с партнерами не только противоположного пола, но и своего, и даже без партнеров. Очень многое в становлении сексуальной ориентации зависит от того, видел ли человек с детства правильные семейные отношения между родителями в родительской семье, были ли факторы его вовлечения в нетрадиционные виды активности со стороны более взрослых, были ли травмирующие неудачи во взаимоотношениях с противоположным полом.
Какой из вариантов сексуальных отношений станет для человека предпочтительным или даже единственно возможным -зависит от обстоятельств жизни и научения. Какие-то ситуации с сексуальными контактами с другими людьми доставляют человеку удовольствие, подкрепляются, закрепляются, а какие-то приносят боль, разочарование, и отвергаются, становятся неприемлемыми.
Ваше дочери всего 16, она еще не достигла стадии полной зрелости и не может получить полное физиологическое удовлетворение от секса, даже если какие-то виды сексуальной активности уже были в ее жизни. Насколько я понимаю, она росла в семье с вами - отцом-одиночкой и не никогда видела нормальных супружеских отношений между мужчиной и женщиной. Зато вполне вероятно, что она от вас или от кого-то из родных или близких давно знает, что ее мать была нетрадиционной ориентации, и это  очень сильно будоражит ее воображение, побуждает к экспериментам...
Щупают, трогают друг друга с девушкой-ровесницей - это скорее из области экспериментов по самопознанию, которыми очень любят заниматься подростки. В сети сейчас очень модны "челленджи", когда подростков побуждают заняться однополым сексом "по приколу" или чтобы позлить родителей. Из этого совершенно не следует, что завтра они лягут спать с подругой вместе, будут заниматься взрослым сексом, достигнут оргазма и тем самым произойдет закрепление сексуальной ориентации. Если это только эксперимент - то любая попытка с вашей стороны оказать давление может вызвать реакцию протеста, и тогда овзможно дочь зайдет из протеста слишком далеко, откуад возврата уже не будет.
Рекомендация простая: постарайтесь дать дочери понять, что вы в курсе ее экспериментов, и сделайте это без демонстрации угроз и негативизма. Будет лучше, если дочь не будет считать вас своми врагом и будет делиться информацией. Распросите ее, насколько серьезные у нее отношения с подругой, есть ли у них какие-то планы эти отношения развивать, или это толко эксперимент. Пригласите ее с подругой домой, - угрозу лучше знать в лицо, чтобы понять, с кем дочь имеет дело и как предотвратить возможные угрозы. Реакция на такое приглашение состороны дочери покажет, насколько серьезно для нее это увлечение.
Стоит рассказать дочери о том, что нетрадиционные отношения в нашей стране, мягко говоря, не приветствуются и не поощряются, а выставление их напоказ может привести к очень печальным последствиямв виде агрессии со стороны гомофобов, или дажде к уголовной ответственности за пропаганду нетрадициолнных отношений. Стоит рассказать дочери о том, что ориентация может стать помехой на пути построения карьеры, что узаконить отношения  и завести ребенка с партнером одного пола в нашей стране невозможно сейчас и т.д. и т.п..