спрашивает: Анастасия (Москва)
Здравствуйте, уважаемый психолог! Ситуация такая: учусь в институте, группа у меня небольшая, 13 человек, была у меня здесь лучшая подруга, я с ней хорошо общалась, но она перешла в другую группу. Вот я осталась одна, ни с кем не общаясь, вы спросите « почему так»? Отвечу, что это не мой типаж людей. Остался один мальчик с ним я могу пообщаться, с праздниками меня поздравляет, первый диалог начинает, в универе. Кроме института мы с ним в жизни не общаемся, да и желания помимо института общаться с ним нет особо: в общем он хороший человек и чувствую, что я ему симпатична. Но дело в том, что у меня есть любимый человек, я его люблю, вместе более года. И у меня чувство, что я ему изменяю, общаясь с этим мальчиком в универе. Хотя у нас темы насчёт учебы в основном. Толком и у меня друзей просто особо и нет, даже вне института. Но могу, мысли меня замучали, что я изменяю своему МЧ ( Хотя понимаю, что тяжело ни с кем из группы не общаться, как серая мышь. Подскажите пожалуйста, нормальные ли у меня мысли? А то меня совесть уже замучила. Спасибо!

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый вечер, Анастасия!
Вы ведь просто общаетесь, верно? Или Вам симпатичен одногруппник? Что происходит в отношениях с молодым человеком, с которым Вы встречаетесь? Как давно Вы встречаетесь?
Вы ведь просто общаетесь и ничего такого в Вашей дружбе не происходит, значит Вы соблюдаете границы в общении, значит нет измены, а есть общение. Что для Вас измена? Что считает изменой молодой человек?
Вам также необходимо работать над неуверенностью в себе и не боятся заводить знакомства. Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чем-то не уверенны на данный момент.
В следующей ситуации, когда Вы почувствуете неуверенность в себе при общении с одногруппниками/одногруппницами, задайте себе вопрос: "О чем я сейчас подумала? Чего такого страшного я боюсь?". Спросите себя: "Если я об этом думаю, то так ли это на самом деле? Какие есть альтернативные варианты? Что в этой ситуации может произойти страшное? Смогу ли я справиться с тем, что будет? Что я могу сделать прямо сейчас?". Запишите себе вопросы и ответы на них, проанализируйте ситуацию и посмотрите наглядно на них. Все, что написано на листке по-другому воспринимается, чем если держать это в голове.
Вы также можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психолог
Анастасия
Подскажите пожалуйста, нормальные ли у меня мысли? А то меня совесть уже замучила. Спасибо!
Анастасия, всё зависит от того что по этому поводу думает ваш парень. Для кого-то это вполне нормальная ситуация, а кто-то будет сильно ревновать.
Возможно - вы слишком уж себя накручиваете, ведь вы же "Анастасия" - а не "Айгуль-Наргиз" и не в шариатском ауле живёте где женщинам надо прикрывать всё тело от мужских взглядов, живя в Москве - вполне нормально  общаться с разными людьми - и совершенно не пытаться найти в этом какую-либо измену.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Анастасия! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!