спрашивает: Александр (Ростов-на-Дону)
Здравствуйте!
У нас семья из 3 человек, мы (родители) и сын 13 лет, живем с бабушкой, которой уже за 80 лет.
Собираемся поехать этим летом в отпуск в горы. Но у нас проблема: 13-летний ни в какую не соглашается ехать с нами, хотя в прошлом году он уже ездил с нами в другое место и ему очень понравилось забираться на горные вершины и любоваться открывающимися панорамными видами. Хочет остаться дома с бабушкой, мы какие только доводы не приводили: что он получит много новых впечатлений, что будет, о чем рассказать в школе одноклассникам, что, в конце концов, в отпуск нужно ездить всей семьей, но они результата не принесли. Мотивировал отказ тем, что приходится много ходить и мы, родители, часто ругаемся между собой, решая возникающие в ходе отдыха разногласия. Говорит, что может поехать в отпуск только с папой, без мамы, чтобы не было ругани. Предлагали ему всем вместе или ему конкретно пообщаться с психологом, тоже наотрез отказывается.
Также он очень любит играть в компьютерные игры и его постоянно приходится контролировать, когда он садится за компьютер, чтобы он делал уроки, а не играл. Думаю, это также является одной из причин его отказа поехать с нами: это позволит ему бесконтрольно сидеть за компьютером. Мы же, со своей стороны, не хотим его оставлять с бабушкой, т.к. у него непростой характер, а она уже с ним не справляется, не хватает здоровья, хотя сама она в этом не признается…
Мы с женой уже оговорили все те конфликтные моменты, которые возникают у нас в отпуске, достигли определенных договоренностей, поэтому ссор между нами уже не будет, информация об этом была доведена до сведения сына.
Посоветуйте, пожалуйста, какими еще способами можно уговорить сына поехать с нами в отпуск?
Дайте, пожалуйста, ответ в письменной форме.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день!
Единственный ответ, который я могу дать отцу в этой ситуации, звучит примерно так:
если Вы хотите, чтобы сын вырос мужчиной, с мнением которого считаются, то именно Вы должны стать тем самым первым человеком, который считается с его мнением.
Если это нужно как-то расшифровать или обсудить более подробно, то обращайтесь за консультацией: с удовольствием помогу )
Психолог
Добрый вечер, Александр!
Вполне вероятно, что действительно истинная причина не желания ехать - это компьютер.
1) Не знаю, как у Вас с финансамии вообще как у нас этим летом будет ситуация с детскими лагерями из-за пандемии, но если теоретически, можно было бы отправить сына отдельно в какой-то тур для подростоков / лагерь? Сейчас много интересных, и туризм, и компьютеры (где на пользу,а не во вред), и языки, и спорт, и все, что угодно. Если финансы в теории позволяют, то попробуйте с сыном поискать и подобрать что-то, что будет ему интересно.
2) Еще интересный момент, как отрагировала мама, что сын сказал, что подет с папой, а с ней нет? Спрашиваю, потому что хочется понять, хотел ли сын вызвать реакцию матери, или это маневр, чтобы переключить внимание с себя на парные отношения и ссоры. А какой была Ваша реакция на эти слова? Была ли ссора или упреки к супруге после этого? Чувство вины, что у вас были ссоры? вообще, это были реально постоянные ссоры-скандалы? Как в целом обстановка дома?
3) Компьютер. Чем еще сын занимается в свободнон время? Как и где общается с друзьями? Понимаю, что был карантин, но как с этим сейчас и как было до карантина? Как у него в школе? Вообще, есть ли у него друзья?
Подумайте надо всем этим, поразмышляйте с женой. Реально посмотрите альтернативные варианты отдыха для сына, в 13 лет много варантов интересных и на все увлечения, что-то ему может понравится.
Пока что рекомендации такие.
Успехов!
Психолог
Здравствуйте, Александр! Скорее всего подросток находит отговорки, чтобы не ехать отдыхать, а чтобы остаться дома и проводить время за компьютером и на это уже стоит обратить внимание. Какое место в его жизни занимает он и игры, чем он ещё занимается, как уроки, с кем общается. Стоит всем вместе обратиться к психологу, чтобы разобраться в том, что происходит в семье и чтобы психолог смог провести диагностику по вопросу зависимости у сына.