спрашивает: Юлия (Москва)
У меня часто такое внутреннее противоречие. Если меня кто то просит о чем то, то мне сложно отказать. Часто возникает ситуация, когда я соглашаюсь – например, меня просят помочь кому то деньгами – я могу согласиться, а потом жалеть о своем согласии, так как понимаю, что этот человек скорее денег не отдаст, и я придумываю различные отговорки что бы не давать в долго, и потом страдаю от этого. Я уже не девочка, мне 32 года, есть дочка, гражданский муж, работаю в известной компании, зарплата высокая, но по работе то что я не отказываю мне идет на пользу в моем продвижении, а в личной жизни это очень мешает. Как можно решить такую проблему?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Юлия! Проблема на самом деле не в том, что Вас никто не понимает и что все Вами пользуются. А в том, что Вы не можете помочь сами себе и позволяете пользоваться собой. Вы в отношениях с родными занимаете позицию Жертвы - но для чего? Что Вы на самом деле хотите получить от них?
Внутри Вас потребность в принятии, в тепле, в любви, в безопасности и они внутри Вас фрустрированы, нереализованы. И эта роль Жертвы знакома Вам ещё с детства, но, Вы выросли и теперь эта позиция Жертвы показывает уже всем остальным то, как Вы сами относитесь к себе и какого отношения к себе ждете.
Так и появился этот замкнутый круг в Вашей жизни - есть потребность в любви, но Вам никто её не даст и Вы этого не заслужите ни от кого - ни от близких, родных, друзей...не они те, кто должны в первую очередь Вам это дать!
Сейчас уже только Вы сами.
Отсюда и Ваше состояние - Вы злитесь и обижены, что за все Ваши жертвы Вы так и не получили принятия и любви и...на самом деле не получите!
Вы чувствуете себя беспомощной и бессильной, по сути внутри Вы ребёнок, который остался один в своём одиночестве и боится себя и его, которому нужна помощь.
Ребёнок ждет помощи от Взрослых, от Других людей. Но...когда человек уже вырос и продолжает ждать этого от  Других, то так формируется только зависимость.
Вам стоит разобраться в том, что происходит внутри Вас, в том, что Вы испытываете и повернуться к себе лицом! Принять себя, заполнить пустоту внутри Вас!
Психолог
Добрый день, Юлия!
Вы боитесь отказаться, потому что боитесь ощутить себя плохой, что на Вас не так посмотрят, обвинят Вас в том, что Вы отказали и не смогли помочь. Вы боитесь отказать кому именно? Мужчинам? Женщинам? Что Вы чувствуете, после отказа? Чувство вины? Страх? Что за страх? Необходимо разобраться в том, что скрывается за боязнью отказать другим людям и работать над этим. Также необходим работать над неуверенность в себе.
Попробуйте следующие рекомендации:
1. Поменяйте ракурс своего мышления. Умейте отвечать людям, если они Вас пытаются задеть. Ничего страшного, они могут говорить все, что хотят, но Вас это не касается, это их мнение.
2. Не бойтесь обидеть и сказать: "нет". Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе.
3. Исключите фразы «должна» на «я хочу», «я выбираю».
4. Не стоит оправдываться перед кем-то, если Вас обвиняют. Если Вы начинаете оправдываться, то Вы человеку показываете, что Вы уязвимы и Вами можно манипулировать. И человек берет над Вами контроль.
Вы также можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психолог
Добрый день Юлия.
Чтобы научиться отказывать - Говорить "Нет"  нужно выполнить упражнения для разных ситуаций и натренировать этот навык. а также научиться различать где выгодно, а где нет. Чего вы боитесь, когда нужно откахзать?
А еще перестать заниматься самоедством - принять себя - сказать "Я хорошая" - и работать над ошибкой.
В вашем случае это 1- 4 конслуьтаций.
Психолог
Здравствуйте, Юлия!
За неумением, а точнее, внутренним нежеланием отказывать людям часто кроется опасение быть отвергнутой.
С этим стоит работать со специалистом, т.к., окружающие получают инструмент для манипуляций вами.
Как правило, механизм опасения быть отвергнутой формируется еще в детском возрасте и является достаточно устойчивым.
С уважением,
Орест Н. Ковтун
+7 (915) 304-15-15
Психолог
Здравствуйте,Юлия.Ваше неумение отказывать помогает на работе в продвижении по служебной лестнице.Поэтому,такую уступчивость мы называем нормой,и бороться с этим нет смысла  и выгоды.Но,если в личных отношениях уступчивость сильно влияет на понижение качества жизни,то важно начать основательную борьбу с бессознательным чувством вины перед мужем.Это чувство как раз и ведет к покорности,услужливости,всепрощению,обесцениванию им Вас.А корни этого чувства в Вашем раннем детстве,в отношениях с родителями.Так как,это историческая черта Вашего характера,то и работа с ослаблением вины может быть только методичной и последовательной,как правило,в личной разговорной терапии.Это поможет почувствовать свою новую ценность и начать защищать свои границы,отучив мужа пренебрегать красными флажками,охраняющими Вашу эмоциональную территорию.Находите специалиста и обращайтесь.Я так же.работаю с подобными симптомами и смогу помочь.
Психолог
Добрый  день!
Юлия, можно поговорить с вами о вашей ситуации.  Есть некоторые  "технические" моменты по поводу того "как правильно  отказывать". Но в то же время есть "ваш внутренний эмоциональный мир", ваши переживания, какие-то чувства - возможно стыд и вина которые фигурально выражаясь "не дают вам управлять своей жизнью - а управляют её за вас".
То есть "проблема  с отказыванием" - это некая лежащая на поверхности вещь, но причина её - в  ваших личностных особенностях, в том каким человеком вы себя чувствуете и как хотите выглядеть в глазах других людей.
Звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт