спрашивает: Наталья (Волгоград)
Здравствуйте! Очень надеюсь на вашу помощь. Беспокоит поведение дочери, 11лет. Сильно изменилась где-то за 1,5 года. Была очень активным, общительным ребенком: быстро находила контакт с детьми, любила проводить время с нами. Сейчас же ребенок закрылся, будто стена между нами. Обычно грустная, какая-то подавленная, уставшая. Часто говорит, что не хочет ничего делать и ей лень(успокаивает лишь, что продолжает рисовать-ее любимое хобби с раннего детства). С нами разговаривать не любит: нет общих тем (спрашиваю каждый раз : как прошел учебный день, как с ребятами-отвечает по настроению. Иногда односложно, иногда увлеченно).Может долго рассказывать про аниме (всегда с удовольствием пересказывала фильмы/мультики/книги, если спрошу).Был период ,где-то месяц-два она не общалась ни с кем из детей(поссорилась с подружкой, с другими ей было неинтересно-по крайней мере, так говорила). Постоянно говорит, что ее раздражает глупое окружение, особенно одноклассники (здесь я ее понимаю: живем в деревушке, класс на 15 человек, школа на 130…одноклассники, кроме одного уж точно умом не блещут-знаю и слышу их.Из всех ребят 2 отличника-наша и ее друг, у остальных тройки а то и двойки: мат, понты,у девочек на уме только мальчишки и сплетни).Этой зимой появился лучший друг-мальчишка из класса. Полагала, что это изменит ситуацию, но нет. Ребенок все время грустный. Временами удается поговорить, но не по душам. Вижу, что что-то ее гложет, но она об этом не говорит, взваливает проблему на себя. Постоянно говорим ей и я и старшая дочь, чтобы при малейшей мелочи обращалась, что всегда поможем и т.п. и т.д..Говорит, что все хорошо. Больше всего пугает, что она около полугода смотрит аниме. Сначала отнеслась к этому спокойно: помню смотрели несколько, и я ничего плохого в этом не нашла. Но вчера сделала для себя открытие, которое ввело в ступор, и я не знаю, что с этим делать. 1)Моя девочка смотрит яой: обожает геев и читает фанфики про них, а там такое, что мне, взрослой женщине, читать стыдно. Я была в шоке. Теперь понимаю, почему она постоянно уединяется. Читала про интерес в подростковом возрасте к сексу, но дурехе 11 лет, а там такие пошлости. В голове не укладывается. И, оказывается, она подсадила на это еще и своего друга.
2) Крайне обеспокоена тем, что у моей девочки и ее друга были суицидальные мысли! Тот писал ей, что хочет наглотаться таблеток и моя реально подумала, что он это сделал. Более того, сказала, что и сама об этом когда-то думала, но понимает, что другие будут страдать! Ума не приложу, что в их головах творится и как помочь. Оба пишут, что устали жить в этой дыре в окружении негатива(под негативом понимают глупых одноклассников, которые в свою очередь считают ребят недостаточно «крутыми» и т.п.;знаю, что девочки сплетничают и могут обсуждать дочь в метре от нее; она говорит, что пытается не обращать внимания, т.к. они сами глупые).Из мечты у них :уехать в Японию и написать мангу-детские мечты и не детские развлечения!Оба хотят в мир аниме. Около года назад дочурка говорила старшей, что этот мир скучный: школа, учеба, потом работа..ничего не происходит, нет магии(она на тот момент увлекалась Гарри Поттером).Теперь же она хочет в аниме. К слову об аниме: узнала, что смотрит очень жестокое (там постоянно убивают персонажей, едят людей, кровь. Как ее вытащить оттуда не знаю. Дорогуше было интересно про педофилию (не догадывалась даже, что она может знать такое слово!) и самые депрессивные из тех, что есть. Мне же она рассказывала лишь про аниме, где про спорт. Говорит, что аниме мотивирует быть сильным и выносливым и тому подобное. Она из-за него начала увлекаться баскетболом и волейболом.
Понимаю, что упустили какой-то момент и потеряли связь с ребенком. Раньше все рассказывала, такой живчик была, а потом: проблемы с подружками( о которых говорила, как о мелочах), разочарование в окружении, умерла родная бабушка, которая с нами жила(причем по дочери никогда не видела, что ей больно…даже поражалась тому, как легко она это перенесла-лишь из переписки с другом узнала, что это где-то зацепилось), комплексует по поводу внешности(хотя симпотяжка, единственное, пожалуй, прыщики) . Допускаю, что уделяли ей мало внимания как раз в то время, когда начала меняться: работа, проблемы. Она как-то проговорилась, что привыкла быть одной. Всегда все праздники отмечаем семьей, в свободное от работы время с детьми,но значит этого недостаточно. Ругаю себя за то, что где-то мало говорили, где-то можно было с ней больше времени провести. У самой в голове даже сложилось чувство, что ребенок брошен…телефон есть-значит, не скучает. Как теперь ее оттуда вытащить-не знаю. Очень боюсь, что она не скоро забросит аниме, а такое название как «Дневник смерти»(одно из них) не вселяет надежды на то, что это увлечение привнесет оптимизма в ее жизнь. Яой и ее интерес к этому заставляет беспокоиться еще и об ориентации. У старшей из трех знакомых, интересовавшихся всем этим стали бисекскуалками (но все они смотрели это не с 11 лет, а позже). Причем ребенок уже года 2 назад говорил, что не хочет семью, что хочет путешествовать одна с собакой(теперь ,правда, без собаки, но по поводу семьи и мужчины – категорична). Все неприятные подробности об ее интересах и увлечениях узнала тайком- из переписки с другом-мне она рассказывает лишь то, что я могу посчитать хорошим. Не знаю, что делать. Запрещать смотреть/читать боюсь, ведь тайком будет, станет еще сильнее закрываться. Отобрать телефон? -Отношения вообще испортятся. Сейчас забрала на работу зарядку от ее телефона(сказала, что по работе нужно),чтобы она не подумала, что ограничиваю ее в интернет-серфинге. Но это только временная мера, что делать дальше не знаю. Стать ее лучшей подружкой, чтобы хоть как-то повлиять на интересы; помочь раскрыться, чтобы она делилась проблемами, не получается-держит на расстоянии, хотя очень стараюсь.
Заранее благодарю за ответ.

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог
Наталья, здравствуйте!
Сложная ситуация, сочувствую Вам, Вы сейчас в сильном замешательстве , хотите исправить ситуацию и как я понимаю, очень боитесь навредить и одновременно вините себя в этой ситуации?
Наталья, из своего опыта работы с родителями детей с особенностями в поведении, я точно знаю, что первое что нужно сделать, это поменять эмоциональное состояние родителя и модели  поведения с ребенком. Потому что ситуация развилась пока Вы были в определенном эмоциональном состоянии и с определенным поведением, верно? Потому с таким же состоянием или с еще более нестабильным, а также с таким же подходом в воспитании, вы выйти из ситуации не сможете, согласны? Изменится состояние, увидите новые модели поведения и сможете их применить. Расчитывать на волшебную таблетку не надо, это ежедневные постоянные изменения и отслеживание своих реакций и поведения, при этом вполне реально выполнимые вещи. И если Вы готовы , обращайтесь на консультацию , я работаю онлайн, условия и контакты есть в моей анкете.
С уважением,
Елена