спрашивает: Ирина (Санкт-Петербург)
Добрый день. Пожалуйста, помогите разобраться с проблемой детских страхов. Дочке почти 6 лет, она общительная, но только со своими, обидчивая, творческая, любознательная, избалованная и часто делает что хочет. Первый ребенок в семье, где есть ещё один малыш.
У дочки есть страхи. Вот какие. Страх потеряться одной на улице, страх заболеть, страх потери родителей "улетят на небо", страх темноты, стеснительность = страх перед незнакомыми, страх перед критикой мамы (самих ошибок не боится, научилась вытирать разлитое например). Подскажите, пожалуйста, как работать с этими страхами?
Про темноту мы придумали рисовать монстриков, которые в темноте якобы есть, по мнению дочери, с добрыми лицами, а также заколдовали игрушку, чтобы с ней было не страшно зайти в туалет вечером. Этот страх становится меньше.
Про критику мамы - я стараюсь меньше ругаться за мелочи.
Про стеснительность - знакомлю её сама с детьми на площадках, а дальше она сама, может, ее однажды кто-то не принял в более раннем детстве и это отложилось?
Для потери на улице она знает назубок адрес и мой телефон.
Про улёт на небо, объясняем, что нас ждёт длинная счастливая жизнь вместе, но не особо помогает... В детстве (2 года) был эпизод, когда дочь в злобе сказала, что ей все равно, что мама улетит на небо, я очень разозлилась на нее, накричала, может ли это быть фатальным или страх соответствует возрасту и сам притупится?
Меня поставило в тупик ее признание, что она себя сама не любит. Наверное, она ревнует к маленькому братику и ей не хватает внимания, но я много гуляю и общаюсь с ней, пока малыш спит. Нарисовали солнышко с лучиками - чертами характера хорошими. Обсудили как любить свое тело: вкусная еда и др.хотя есть не любит и приходится заставлять хоть немного поесть...
Правильно ли я объясняю? Может, есть более эффективные способы работы со страхами и принятием себя? Спасибо.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ирина! Вы - МОЛОДЕЦ! не так часто встречаются родители, которые на самом деле не только видят детей и их сложности, но и помогают им. Вы проделываете очен большую работу с дочкой. Стоит отметить, что такие её слова и некоторое поведение может быть и с целью привлечения внимания, когда ребёнок знает, какие "больные" места, т.е. когда она говорит о страхах, о том, что не любит себя, то ей начинают заниматься, объяснять, т.е. она таким образом возвращает себе родителей. Поэтому, здесь важно провести и уловить эту грань. Да, Вы учите её, всё рассказываете, обсуждаете. Всё Вы делаете верно! Главное и на своём примере показывайте, что Вы сами Любите себя! что такое Любовь к себе - ребёнок вкладывает в это совсем другое, не то, что родители! Что именно дочь не любит в себе? или что на самом деле испытывает? страх от того, что её стали любить меньше, потому что появился братик?
Поэтому, прежде чем дальше продолжать работу, нужно провести диагностику, чтобы увидеть ситуацию глазами самой дочери!