спрашивает: Екатерина (Волгоград)
Здравствуйте, мне 31 год, я музыкант, в последние три года перед исполнением соло охватывает панический страх, который сопровождается тахикардией и головокружением и все это во время исполнения. Хочу понять себя, почему раньше такого не было. Что с делать с паникой перед исполнением соло и как вновь, с радость и удовольствием выступать на сцене?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте.Екатерина.Очень сочувствую.Скованностть,к сожалению,влияет на пластику рук,и тела, игра становится менее техничной.И ценность Вашего выступления всегда имеет потенциал не израсходоанного профессионализма.Ситуация считается невротической,так как,бессознательно,зал и слушатели стали по каким-то причинам восприниматься,как значимая фигура из детства.Будто,Вас не слушают,а оценивают на предмет ошибок и гибкости пальцев.И тогда Вы делаете работу хуже,чем,если бы ,играли без свидетелей.В целом,это вопрос самооценки(Если я себя люблю и ценю,то не обращаю внимание на зал,а любуюсь своей игрой).Эти страхи можно преодолеть самостоятельно.Но,такая работа носит,по большей части,стихийный характер.Наиболее эффективно этот вопрос решать в личной разговорной терапии,например,с психоаналитиком.Техника психоанализа помогает приобрести опыт автономной деятельности прямо в практике терапии.Обращайтесь,если заинтересуетесь.Смогу помочь.
Психолог
Здравствуйте, Екатерина! Стоит найти причину, не просто так этот страх возник, есть внутри Вас триггер, который стал запускать это состояние!
Проявление панических атак может быть следствием того, что накапливаются негативные эмоции и от этого чувства безвыходности и случаются панические атаки. Но, также причины их могут быть и не только в отношениях, а в целом, что внутри есть чувство тревоги, страха, потеря контроля.
Необходимо во всем более прицельно разобраться, сам процесс терапии как раз должен быть направлен на возврат чувства контроля, на обучение техникам совладания со своим состоянием, в направлении когнитивно-поведенческом, моделирование, дыхание, выработка саморефлексии, осознание, работа с чувством безопасности, защищенности. Возврат к источнику тревоги, понять, как формируется и «собирается» внутри Вас чувство тревоги, как её высвобождать.
Начните с дыхательных техник, учитесь дышать, чувствовать и осознавать как Вы дышите.
Начните заниматься йогой, пилатес, чтобы учиться понимать своё тело, учиться «приземляться» через тело.
Важно найти чувство опоры — как физическое, так и эмоциональное.
Есть техники, которые позволяют найти и опору, безопасность, защиту внутри человека.
Поработать с внутренним ребёнком — ведь боится и тревожится именно он. Смещены ролевые позиции Взрослый-Ребёнок-Родитель — предстоит уравновесить их.