спрашивает: Мария (Ростов-на-Дону)
Когда мы с мужем только начинали встречаться, мы стали узнавать друг друга лучше. И он хотел знать обо мне абсолютно всё. Чтобы у меня не было никаких секретов. Это самые разные темы. Он был так убедителен, что мне казалось, что любое постыдное воспоминание я должна сразу же ему передать, но сделать это было крайне сложно. Очень много раз в день я вспоминала какие-нибудь истории из разряда полового созревания или как не добежала до общественного туалета. Каждый раз вспоминая меня охватывал страх, как я расскажу ему такую ужасную историю. И я очень много плакала, но рассказывала, он поддерживал словами ну ничего, больше же ничего с тобой не случалось. И после разговора я опять думала невольно,не солгала ли я ему, может быть было что-то ещё. Тогда меня охватывал ещё и страх вспомнить что-то неприятное. Я плакала просто всё время. Мы жили на расстоянии, поэтому он не сильно разбирался в ситуации. Это был самый тяжёлый эмоциональный период для меня.
Позже всё более менее устаканилось. Но когда мы съехались, меня стала мучить совесть, что когда мы жили раздельно, я общалась с другими парнями где-то осознанно больше, чем в рамках, которые мы выстроили. Или же что я считаю другого молодого человека, или например актера, симпатичнее. Сейчас я понимаю это так, что нет ничего плохого а том что я считаю кого-то красивым, или смеюсь над чужими шутками больше. Это нормально, когда ты любишь людей. Ведь я же могу оценить внешность девушки. Главное, что дальше это не идёт. В общем ко многим вещам я стала относиться проще. Однако хочу отметить, что я не сижу в социальных сетях, всё время провожу дома с ребенком и вообще в принципе очень люблю своего мужа. Но всегда есть ощущение, что придёт ещё одна волна каких-то переживаний, мук совести за какие-то глупые невольные ситуации. Если такое случится, я не знаю, как справляться. Я умом понимаю, что все нормально, все мы люди, но вот смотрю на мужа. А он домосед и семьянин. И понимаю , что я в этом вопросе не такая зрелая. Что часто могу подумать какую то глупость про него, потом сожалеть, и знаю, что он бы про меня никогда так не подумал.
Уважаемый специалист, простите, что так много информации. Вопрос по этим совестливым переживаниям. В чём их причина? Это мои комплексы? Я боюсь раскрыться? Или я чувствую неуверенность перед мужем? Что это вообще такое? Как это предотвратить. И что с этим делать если оно всё таки случилось. Ведь это правда было очень сложно.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Мария! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!