спрашивает: Виктория (Иркутск)
Я очень устала от того что с каждым днем все больше боюсь людей. С врачами, продавцами и т.д. я могу общаться, я людей прохожих могу спросить информацию спокойно. Но допустим в очереди в больницу боюсь спросить кто последний, если много людей лезет без очереди я боюсь что-то сказать, мне проще досидеть пока не смогу пройти. Когда мой молодой человек проводит со мной время и мы видимся с кем-то из его знакомых которых я не знаю меня начинает потрясывать, все внутри сжимается от страха, но видом я показываю что либо я очень радушная, либо мегера в последнее время больше второе, я стараюсь не замечать этих людей.Я могу наладить контакт с этими людьми только если выпью. Так же когда уходит мой молодой человек по делам и я остаюсь одна мне становится очень плохо потому что только с ним я себя чувствую комфортно т.к. только он меня хорошо знает потому что живем вместе. В последнее время люди во мне вызывают только злость. Раз в два месяца у меня случаются депрессии я стараюсь никому этого не показывать, в эти моменты мне становится так плохо что хочется рыдать. Помогите мне пожалуйста

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Виктория! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!