спрашивает: Анастасия (Краснодар)
Добрый день, мне 21 год, вроде всё в жизни нормально, но меня беспокоит отсутствие друзей. В школьные годы я общалась с одноклассниками и учениками с параллельных классов, в колледже тоже со всеми были нормальные отношения, вне учебного заведения у меня не было друзей. С бывшими одноклассниками и одногруппниками я сейчас не общаюсь так как они не горят желанием общаться что очень странно и если я не напишу обо мне никто и не вспомнит. А между собой они общаются. Новые знакомства я не могу завести мне мешает моя зажатость, она и раньше со мной была, но не до такой степени, когда я общалась с людьми мне было легче, я чувствовала себя более уверенно. Мне очень тяжело в одиночестве, не могу так больше жить постоянно раздражаюсь, ничего не радует. Что мне делать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Анастасия! Вы и хотите дружбы и отношений, но при этом Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!