спрашивает: Татьяна (Москва)
Добрый день. 12 лет назад у мамы был тяжёлый развод. Отец нанял бандитов, чтобы запугивать её. Один раз схватил нож и загнал маму в угол - я отобрала у него нож из руки (мне было 14). Чуть не отнял у мамы все имущество, набрал кредитов с поддельными подписями. С тех пор мама не нашла нового мужчину, потому что говорила, что не доверяет им.
Я хотела посмотреть на своих бабушку и дедушку до того, как они умрут от старости (им 70+), мы не виделись 12 лет. Когда мама узнала, ей стало плохо. Она говорит, что бабушка с дедушкой “её убийцы”.
Дело в том, что когда отец нас бросил и пытался отнять всё имущество, они покрывали его в суде и игнорировали наше существование, хотя могли призвать его выйти из развода нормально. Бабушка даже не подходила к телефону и заставляла отвечать невестку. Мама сравнила этот поступок с тем, как если бы она сама сдала меня в детдом - им было все равно, если бы мы умерли с голоду. Дедушка издевался надо мной в детстве. Несмотря на это, это все ещё большая часть моей семьи, с которой в детстве я проводила много времени, и мне хотелось бы изредка общаться с ними и посещать нашу старую дачу. Мне это важно для понимания себя и ощущения укорененности в жизни. Они очень рады меня видеть и приглашают ещё, я думаю, они пересматривают свою жизнь (хотя не питаю иллюзий и не прощаю их).
Ещё она уверена, что бабушка “колдует” и из-за этой встречи у нас дома может что-то ломаться. Что я “предатель” и теперь ей ничего не хочется, ни в отпуск, ни даже выйти погулять. Говорит, что не хочет жить, лучше ей лежать в могиле и что никому она на свете не нужна (её родня плохо с ней общается), хотя у нас тесная связь. Предлагает поговорить с её мамой, чтобы она мне объяснила, почему нельзя с ними общаться, “если я тогда не пойму, то никогда не пойму”. Как помочь маме и объяснить ей, что я отдельный человек и не сажаю её за один стол с этими родственниками, а она сама спустя 12 лет себя накручивает?

Ответы и советы психологов
Психолог
Татьяна, самый простой и  логичный способ - не пытаться поменять маму - а просто не рассказывать ей о  том  что её фактически  не касается - и спокойно жить своей жизнью. Таким образом вы в первую очередь обезопасите свою психику от стрессов.
Возможны и другие  варианты и стратегии, но здесь нужно говорить более  подробно, а проводить их в жизнь лучше заручившись поддержкой психолога, чтобы не втягиваться - а постепенно освобождаться от токсичных отношений.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт