спрашивает: Ольга (Воронеж)
Добрый день. Я в разводе, воспитываю дочь, 12 лет. Последний год отношения с ней стали очень напряжёнными, она врет, учится "из-под палки", знаю, что уже пробовала курить, возможно, не только пробовала, а систематически это делает. Вот буквально сегодня, в очередной раз проигнорировала мою просьбу возвращаться с прогулки до темноты. Мои слова о том, что я волнуюсь, что с ней может случиться беда и подобные слова, видимо, её абсолютно не трогают. Я уже измучилась, я пробовала и лаской с ней, и строгостью, у меня опускаются руки, я не знаю, что делать.... Отпускать на самотёк? Но как можно спокойно закрыть глаза на то, что происходит, некоторые вещи, которые она делает - просто напросто опасны! Но она, в силу возраста, этого не понимает, а к моим советам не прислушиваться, опять же, на сколько я понимаю, в силу своего подросткового возраста. Что мне делать? Что я делаю не так? Запретить совсем выходить из дома? Это ненормально, я понимаю, но как исправить ситуацию?

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог
Ольга, здравствуйте!
Понимаю Вашу обеспокоенность, ведь если упустить момент тогда потом будет сложнее. Необходимо восстанавливать контакт с девочкой. В своей практике я применяю работу с родителями в таких случаях. Имею большой опыт работы с такими вопросами. Надо в ваших отношениях накал снизить, это самый первый и главный этап работы, затем менять модель поведения с дочерью. Обращайтесь на консультацию, если мои условия работы Вам подходят.
С уважением,
Елена
Психолог
Здравствуйте, Ольга! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их дочери.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться. Что уже и происходит - дочь-подросток и сейчас Вы сталкиваетесь не только с её кризисным периодом, но и с тем, как дочь воспринимает Вас, а это формировалось годами!
На всём протяжении взросления, ребёнок сталкивается с кризисами (и его родители), такие кризисы пугают родителей, но важно, чтобы дети через них проходили, а родители смогли их поддержать, так как только через эти кризисы ребёнок развивается, формируется, приобретает необходимые ему ресурсы, узнает себя. А родителям важно научиться видеть ребёнка и не бояться его чувств и его состояний, а помогать ему.
Вам тоже необходима уверенность в своих силах и понимание своего ребёнка.
Если, чувствуете, что для Вас это ситуация тревожна, что у Вас нет сил справиться, что не знаете, что делать и как корректировать поведение ребёнка, тогда Вы можете вместе с психологом разобраться в том, что происходит между Вами и ребёнком и наметить путь коррекции.