спрашивает: Сабина (Москва)
Добрый вечер. Я поступила в технический ВУЗ, переехала в Москву и была готова к новой жизни, новым приключениям. И если первые пару месяцев так и проходили( новые места, круг общения), то спустя время(ближе к марту) все это сошло на нет. Учеба требует огромных усилий, я не самая лучшая в группе, как это было в классе в школе, из-за чего мои руки потихоньку начинают опускаться. Да, я понимаю, что это нормально, всегда будут люди лучше меня, всегда буду люди хуже меня, что все мы индивидуальны, но это погоня за другими людьми(у которых более глубокая база, нежели у меня, из-за обучения в более престижном лицее) забирает у меня все силы, но окончательно меня добивает то, что в то время, пока я пытаюсь их догнать, они уже уходят глубоко вперёд, получая новые знания. Есть очень требовательный преподаватель, который, вероятно, завалит меня на экзамене из-за моих скудных знаний. Из-за всей этой ситуации большую часть времени я провожу за ноутбуком дома, решая задачи или просто лежу и смотрю в потолок, иногда слушая музыку. Я хочу начать ходить на танцы, выучить японский, подтянуть английский, но тревожность(если это так можно назвать) не даёт мне этого делать, я начинаю испытывать чувство вины, что вместо того, чтобы пойти и учиться, чтобы догнать и стать лучше них(и лучшей версией себя) я так беспотново провожу свободное время. Но при этом из-за таких мыслей я толком и не могу нормально учиться дома, в спокойной обстановке, так как хочу заниматься не только учебой, но и чем-то из другой области. Я не знаю, как побороть этот замкнутый круг, как уйти или разобраться в своих мыслях, с чего начать и куда идти. Понимаю, что данная проблема в большей степени накручена, но все же была бы рада вашей помощи.

Ответы и советы психологов
Психолог
Сабина, проблема не столько "накручена", она вполне  по-человечески понятна. И скорее всего завязана проблема на нарциссическую тему. Почитайте у меня  на сайте в разделе "книги" - думаю что она может подтолкнуть вас к размышлениям:
Адская паутина: Как выжить в мире нарциссизма
Я бы рекомендовал вам  постараться найти возможность для работы с толковым  психологом.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Сабина! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!