спрашивает: Аня (Москва)
Добрый день! Мне 39 лет.
Росла в полной семье, есть старший брат ( разница 3 года). Отец любил подвыпить из-за чего мама устраивала скандалы. Но в жизни он никого не трогал. В воспитании участвовал поскольку постольку. До сих пор живут вместе. Но дома всегда была напряженная ситуация, поэтому в 20 лет я выскочила замуж, просто чтобы уйти из дома. При этом я закончила один из престижных вузов Москвы и впоследствии устроилась работать в банковскую сферу. Всегда была самостоятельная. После развода с маленьким ребёнком переехала к родителям на несколько лет, но жить из-за «удушающей» любви с мамой не смогла ( лезла во все мои дела). Взяла огромную ипотеку и съехала с сыном.
В целом, мама человек «советской формации» - все для родины, для детей. Старалась для нас с братом всю жизнь, помогала купить квартиру. За что я конечно безмерно благодарна. Сроду не позволила себе дорогой крем или поход в ресторан, при том, что возможности были. Пока не выброшу сейчас ее вещь и не куплю новую, будет ходить в дырках. Летом ездит в деревню помогать сестрам «горбатится» на даче, при том, что дети их все могут мамам купить и всячески отговаривают. Потом они лежат при смерти, отпахав на участке с давлением, но видимо абсолютно счастливы собственному рабству. Приходя ко мне в гости, если меня нет дома ( попросила за внуком посмотреть пару часов), она зачем-то сразу кидается мне помогать- гладить, мыть посуду. При том, что я сама убираю 2-3 раза в неделю, всегда порядок, еда приготовлена и есть посудомойка. Эта ее рабская натура, вечная жертвенность (никому не нужная) просто сводит с ума. Брат тоже живет отдельно и особо общаться с ней не горит желанием.
С мамой мне общаться тяжело. Ее гиперопека меня душит, при том, что я всегда была самостоятельна и не нуждалась в помощи. Раньше она частенько любила вспоминать, что она для нас сделала с братом. Приходя ко мне в гости, может прокомментировать, что у меня шторки не того цвета или сковорода не там стоит. На что я ей неизменно предлагаю наводить порядок у себя дома. Вообще стараюсь крайне редко с ней встречаться и бывать у родителей в гостях, чтобы избегать этой « конструктивной критики». Сама стараюсь ее минимально напрягать своими просьбами.
Ранее мама достаточно навязчиво мне названивала по 10 раз на дню со словами : « как дела? Ты где? И тд», при том, что работала и есть муж. Могла прийти без предупреждения.
После длительных «тренировок» приучила ее приходить только после звонка и разговариваю раз в день. Если ей нужна какая-то помощь, то всегда без вопросов помогаю.
Иногда я совсем не хочу ей писать, но меня мучает совесть. Я не понимаю, зачем обсуждать как я покушала или погуляла. Миллион раз предлагала ей найти хобби и оплатить, чтобы быть занятой и не сидеть ждать звонка от детей.
За много лет я выстроила достаточно четкие границы общения. Мама уже почти не напрягает своими звонками и приходами, а также непрошенной помощью.
Но раздражение у меня при общении с ней не проходит. И теперь просто любую фразу я воспринимаю «в штыки». Я понимаю, что это крайне неадекватное поведение с моей стороны, мне стыдно, но ничего не могу поделать с собой.
В связи с отписанной ситуацией у меня несколько вопросов:
1. нужно ли общаться с мамой через силу. Если я не хочу ей звонить, тк нет новостей, нормально ли это не делать. Или с таким человеком все же стоит перебороть себя и хотя бы раз в день делать «дежурный звонок», потому что это мама
2. Как побороть раздражение при общении с ней. Я знаю, что это ужасно, но когда она у меня в очередной раз спрашивает « ты где?», меня просто трясёт и перехожу на повышенные тона. Как преодолеть эту многолетнюю неприязнь? Заранее спасибо

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день Аня!
Я вас разочарую... Речь идёт НЕ про "любовь к  вам" - а про мамину "любовь к себе, такой замечательной и жертвенной - оказывающей помощь  всем через такие неимоверные мучения". Такая достаточно понятная и прозрачная нарциссическая  проблематика.
На ваши вопросы:
1) Нет, не нужно. "Не  хочешь какать - не мучай попу!" Общение должно быть в  удовольствие, без негатива (за исключением каких-то редких ситуаций когда действительно - надо помочь не смотря на обстоятельства).
2) Проработать  ваш внутренний конфликт по отношению к маме - "конфликт любви-ненависти", и здравым образом "отсепарироваться" от мамы. Иначе - на вас ложится проблема её собственных "неудачных" отношений, и фактически "отсутствующий отец" (психологически дистантный алкогольнозависимый) не выполняет своей функции "психоаналитического третьего" и не помогает дочери отделиться.
В таком здравом отделении вам может помочь работа с психоаналитиком-мужчиной. Ведь недаром во многих культурах девушку под венец ведёт именно её отец.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь. Звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Возможно вам будет полезно зайти ко мне на сайт  в раздел "книги" и внимательно изучить несколько первых в списке, там многое касается  вас  и вашей  ситуации.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте,Аня.В целом,Вы выглядите психологически достаточно сильной,преодолели много трудно преодолимых ситуаций и вопросов.Так что,Вы большая молодец!Осталось два вопроса-отношения с мамой и ранимость.Отношения с мамой у Вас строятся через бессознательное чувство вины к ней.Поэтому,формат Раз в День Вы взяли за обязательное правило.Но,если ослабить хватку чувства вины,Вы можете приучить маму звонить Вам раз в неделю,или реже.И ,так же,Вам общаться с ней ,опираясь на чувство ХОЧУ.Хочу-то раз в неделю,если хочу реже-то раз в десять дней,к примеру.При этом,Вашей вины не будет(в норме,вина может появиться при нарушении границ мамы).А общаться по желанию-это является нормой,а не нарушением границ.Второе-ранимость.Она будет быть у Вас до тех пор ,пока значимость маминых слов будет для Вас важнее Вас самой.Пока Вы ее идеализируете,Вы будете по рабски прислушиваться к каждому ее слову,а потом чувствовать гнев.Но,когда Ваша ценность станет выше ценности мамы,ее слова станут восприниматься КАК ТОЧКА ЗРЕНИЯ,СУБЪЕКТИВНАЯ И НЕ ГЛАВНАЯ.При этом,Ваша точка зрения-ГЕНЕРАЛЬНАЯ.Поэтому,оцените себя по достоинству(а не как прежде,в детстве,мамой),и Ваша ранимость начнет сильно убывать.Эти вопросы своего благополучия-базового характера.Вы не смогли их получить в детстве из за трудностей в воспитании.Теперь их эффективно решать ,например,если не самостоятельно,то в личной разговорной терапии.Обращайтесь,если не справитесь самостоятельно.