спрашивает: Екатерина (Москва)
Здравствуйте! Мне 21 год, моему мужчине 35, почти сразу стали жить вместе, букетно-конфетный период как-то перешагнули. Вместе 3,5 года. В наших отношениях часто случались переломы, первые 2 года ссорились постоянно. При том, что он мне сказал, что хочет детей и семью, как мужчина, который готов к этому, он себя первое время уж точно не вел, пил, бегал по клубам, встречался с бывшей. Не расстались: наверное меня удерживало, что он у меня первый, а он считал, что меня можно перевоспитать. Да и чувства были сильные. На 3 году у нас все устаканилось, мы друг к другу привыкли, я даже привыкла к его подругам-бывшим, с которыми он порой иногда недвусмысленно общается - у меня тоже появились друзья, с которыми я позволила себе флирт. Я почувствовала равенство с ним. Благодаря ему я раскрылась, перешагнула через проблемы детства, через боль повысила самооценку (он рушил мне самооценку вначале, но потом я как будто переродилась как феникс и тоже научилась качать права). Из влюбленности как будто родилась любовь. Мы стали принимать друг друга, перестали обижаться по пустякам. Но все равно между нами не хватало поддержки. Он продолжает обесценивать мои интересы (это все бесполезно) и меня как девушку (вот *она* лучше тебя, она может *то-то и то-то*). Его желания важнее моих, мои просьбы выполняет с неохотой, на просьбы о помощи отвечает на полном серьёзе "я тебя кормлю, этого достаточно".
А ещё я не чувствую себя с ним в безопасности, он может отчитать меня на глазах у друзей, посмеяться надо мной и тд, при том что даже друзья его за это потом стыдят.
А недавно в моей жизни появился парень, мой ровесник. Он мне первой понравился, я сама ему написала. Переписывались два месяца, постоянно язвили друг другу, царапались, и наконец он влюбился. Это было видно и по переписке, и по глазам, когда я видела его в институте. Он говорил мне комплименты, а главное, совершал поступки: Он помог мне с дипломом. Кидал ответы к экзаменам. И был очень галантен. С ним я почувствовала себя девушкой. А недавно он подарил мне цветы. Мой мч никогда ничего такого не делал, вниманием не баловал, его поступки - это приготовить мне завтрак, и в целом всё... Он не романтик и как девушку меня слабо воспринимает. Я не смогла взять те цветы, сказала ему, что не свободна. Мы долго плакали. Потом долго и искренне объяснялись друг другу в любви по переписке, это было настоящее обнажение душ (с мч у меня такого и быть не могло, у него очень слабый эмоциональный интеллект, он избегает любых разговоров о чувствах, любых слов).
Это был невероятный опыт. Сейчас мы все ещё переписываемся, он зовёт меня гулять. С другой стороны, мы общаемся не так долго, я почти ничего о нем не знаю и о его привычках. Знаю только, что с ним я себя чувствую принцессой. Он ведёт себя как настоящий рыцарь.
Что меня удерживает с мч: он у меня первый, на меня надеются его и мои родители, я знаю его повадки и боюсь неизвестности, у него есть планы на нашу совместную жизнь. Но есть то, что меня не устраивает в его отношении ко мне. Неуважение меня как девушки и как человека. Хочется почувствовать себя женщиной, он мне этого не даёт. Не знаю, как с ним говорить об этом, какими фразами, чтобы он не убежал в другую комнату - о чувствах он говорить не может и не умеет, проблемы игнорирует, у него "все хорошо". И это не поменять в нем, я думаю. Он просто такой. Не хочу его бросать, не готова. Рассудительность подсказывает, что не надо падать в новые отношения, вдруг поменяю шило на мыло и обожгусь, но может интуиция подводит? Как понять, стоит ли нам с мч оставаться вместе или нет? Как с ним поговорить? Стоит ли продолжать общение с другим этим парнем, или лучше перестать, и сделать вид, будто ничего не было? Как понять, стоит ли сохранять отношения? Спасибо

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Екатерина!
Вы находитесь в дисфункциональных отношениях, они причиняют Вам боль. Кто вы в отношения с ним? Жертва — Та, кто страдает, и которая пытается изменить мужчину, но при этом Вы продолжаете всё это принимать и показываете, что готовы быть той, которая всё это терпит.
Подумайте, может ли мужчина, для которого нормально строить именно такие отношения вдруг измениться и стать другим? НЕТ!
Отношения превращаются в постоянное бегство — в то, что женщина пытается доказать, что она любит, что готова терпеть и ждет, что сможет заслужить от него уважение к себе, что сможет его изменить и направить, чтобы он стал другим, чтобы у них были здоровые отношения, но упускает, что и для этого нужен и другой мужчина и… другая сама женщина. Она не замечает, как сама становится жертвой, как принимает такое отношение к себе, как принимает то, что её отвергают.
Вы остаетесь в отношениях с ним эмоционально, боитесь принять решение, боитесь проявить уважение и любовь к себе, ожидая, что именно от мужчины, от его изменений Вы сможете почувствовать себя любимой, но он будет принимать Вашу жертвенность, но не сможет дать любви.
Вы ждете любви и уважения, НО — Вы боитесь любви, выбирая такого мужчину, который не способен строить здоровые отношения. Вами движут ограничивающие убеждения и установки.
В отношениях «всплывают» всё Ваши страхи — а они — это отражение Вас самой, отражение Вашего отношения к самой себе, отражение того сценария отношений, который Вы же сами и создали, отражение ожиданий от мужчины, от себя.
Вы зависимы, границы личности размыты, что есть ограничивающие убеждения и установки, что Вы не верите в то, что Вас можно любить, боитесь близости, боитесь быть уязвимой для мужчины, боитесь боли и разочарования!Внутри Вас есть фрустрированная потребность в тепле, в любви, в принятии, в безопасности и в защите! Только не от мужчины этого нужно ждать!
И работать предстоит именно с этим — понять, как сформировалось такое отношение к себе, почему есть такая позиция, какие есть установки и убеждения и начать корректировать их, чтобы Вы освобождались от них.
Ведь, если они останутся, и Вы будете руководствоваться ими и следовать им неосознанно, то будете выбирать дисфункциональные отношения, в которых они и будут подтверждаться, а Вы будете страдать и испытывать боль. А здоровые отношения Вас будут пугать, Вы будете накручивать себя, страдать и испытывать страх!
Вы хотите быть любимой, стараетесь, но остаётесь с ним и тем самым показываете, что Вам можно причинять боль, что Вы готовы быть той, которая сама позволяет так к себе относится, оправдывает его для себя, пытается убедить его в том, что она достойна его любви, но в ответ на боль и жертву — Вы не получите от него любовь!
Вам и только Вам предстоит взять на себя ответственность за свою жизнь и учиться уважать себя, любить и защищать!
Для того, чтобы любить и быть счастливой и любимой в отношениях с мужчиной, нужно быть самой другой женщиной, той которая любит и уважает себя, а не зависимой и ждущей изменений от мужчины. И для таких отношения нужен другой мужчина, который способен любить и уважать, но не мужчина, для которого нормально строить дисфункциональные отношения.
Психолог
Что меня удерживает с мч: он у меня первый, на меня надеются его и мои родители,
Хм... вы живёте свою жизнь - для себя самой - или "для кого-то ещё" - например "для его родителей" ("чтобы оправдать их надежды что удалось пристроить своего великовозрастного "сЫночку" который ни с кем  другим так и не смог выстроить нормальных устойчивых отношений"?
я знаю его повадки и боюсь неизвестности
Вспоминается история как плачущую женщину подруги успокаивают - "Да зачем тебе этот козёл, расходись с ним, найдёшь себе нового!" - "А-гааа, этого-то козла я знаю - а нового ещё изучать надо будет!" ))
у него есть планы на нашу совместную жизнь.
Но возможно что они не совсем такие какие видятся вам. Ему-то ведь хочется - "как ему лучше", и не факт что он будет в достаточной степени учиывать ваши интересы. А оказаться  "в золотой клетке"... а если ещё клетка и совсем не золотой окажется?
может интуиция подводит? Как понять, стоит ли нам с мч оставаться вместе или нет? Как с ним поговорить? Стоит ли продолжать общение с другим этим парнем, или лучше перестать, и сделать вид, будто ничего не было? Как понять, стоит ли сохранять отношения? Спасибо
Екатерина, вы задаёте достаточно широкий круг вопросов на которые нет какого-то единого ответа. Ко мне с таким запросом достаточно часто приходят в психотерапию, мы пытаемся посмотреть насколько можно нормализовать отношения, простроить здравые границы. Иногда это получается. Но порой партнёр оказывается неготов, и в вашей ситуации тоже есть некоторые "тревожные звоночки". Когда картинка становится достаточно ясной - то уже нет необходимости "тратить впустую годы на жизнь с человеком который всё равно не поменяется, отношения с которым всё равно не сделают вас счастливой - а лишь будут день за днём ломать вас через коленку". И тогда при поддержке в терапии такие отношения проще наиболее экологично для вас завершить и начать новые, нормальные, хорошие, с адекватным и подходящим вам партнёром, избежав при этом распространённых подводных камней на которые можно налететь вновь как на грабли.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт