спрашивает: Вероника (Москва)
Вчера муж сказал, что хочет развестись, что устал, уже нет чувств. Мне 32, ему 29. В браке мы с ним 4 года. Он меня долго добивался, я его по началу не воспринимала всерьез, он добился своего, я согласилась, у нас девочка 2 годика. Я его просто не понимаю, изменения в поведении увидела пару недель назад, он стал замкнутый и очень раздражительный. Что делать? Я не хочу его терять, я его просто не понимаю, в голове уже тысячи теорий. Как так можно?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Вероника! Возможно ли продолжить отношения после того, как он решился на развод или нет, это будет зависеть от Вас обоих.
Причина того, что он так поступает есть— ничего не происходит просто так! Возможно, Вы чего-то не замечали в отношениях с ним или он мог не говорить о том, что он испытывает.
Какие были отношения? Что происходило? Говорили ли Вы сами с ним? Что он думает по поводу отношений?
Вы пытаетесь ухватиться за «соломинку» надежды, чтобы понять, как Вам быть дальше.  Вы боитесь поверить в то, что он действительно завершил отношения и что его чувства прошли.
Вам больно и Вы хотите вернуть его, чтобы перестать испытывать боль, но хочет ли он этого?
Что им движет — может понять только он сам — разочарование, страхи, желание освободиться от чего-то в отношениях, или избавить себя от сомнений… Вы этого не узнаете, если он сам не скажет Вам об этом.
Вам обоим нужно понять, есть ли шанс продолжить отношения, а для этого Вам обоим нужно понять, что в них происходило и что необходимо изменить и готов ли каждый взять на себя ответственность или нет!
Вы можете дать время себе и ему, чтобы определиться — что происходит. Т.е. возможно ему нужно время Вне отношений, чтобы понять — нужны они ему или нет, разобраться в себе. Вы можете с ним это обсудить. Подумайте, сколько времени Вы готовы ждать — месяц, два, три… что после?
Вы столкнетесь с его решением и уже тогда, как бы Вам ни было больно, но его важно будет принять, услышать.
Если он решит, что стоит продолжить отношения, тогда Вам вместе с ним стоит разобраться в том, что произошло и почему он ушёл.
А если он решит завершить  отношения, то удержать Вы его никак не сможете рядом с собой, но придётся отпустить его и внутри себя, это тяжело, но эмоционально отношения тоже важно завершать, чтобы шлейф прошлого не тянулся в настоящее и в отнимал будущее.
Психолог
Вероника, добрый день.
Я вас понимаю, сама проходила такой период.
Прежде чем принимать какое-то решение, необходимо понимать, что произошло, а уже потом делать выводы.
Когда вы поймете все причины и следствия, понять что вы на самом деле хотите.
И уже только после этого принимать решение.
Если есть желание разобраться, предлагаю 30-ти минутную бесплатную консультацию, где вы уже сможете для себя понять, что вам делать дальше.
Елена
Психолог
Вероника, предложите ему - как минимум прежде чем разводиться сходить к психологу и поговорить о причинах, может быть что-то  можно поменять. Плюс - скажите ему что даже если он и  настроен разводиться - надо же понять как сделать это таким образом чтобы происходящее не так сильно ударило бы по вашему общему ребёнку. Если не захочет он - сходите к психологу без него. К счастью вы указали  что вы живёте в большом городе (вы разместили ваш вопрос в разделе вопросов из этого города) - и как житель города вы можете получить в том числе и бесплатную помощь в городской психологической службе. Конечно «бесплатный сыр только в мышеловке», но такая консультация является некоторым «минимумом», хоть какой-то помощью — если помощь действительно нужна а денег нет. Или же можно обратиться к частнопрактикующему специалисту.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт