спрашивает: Анна (Санкт-Петербург)
Я уже не знаю как справляться с данной ситуацией . Боюсь находиться в обществе, чувствую жуткую скованность и дискомфорт. Вроде уже и взрослая, но находясь в малознакомой компании хочется сразу уйти , спрятаться...подскажите что делать

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Анна! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Анна, если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Психолог
Здравствуйте,Анна.Страхи и тревоги в общественном месте могут означать,что Вы(бессознательно),других людей ставите выше себя самой(они лучше,ярче,умнее,интереснее и так далее).А следствием этого вывода является чувство тревоги,второсортности,неуверенности,зависимости,желании угодить,скованность,бегство и изоляция.Любое сравнение у Вас в сторону,что я хуже и слабее.И мое место-в сторонке.Симптоматику можно обобщить одним словом-заниженная самооценка.Корни проблемы -в раннем детстве,в детско родительской среде общения.Вопрос эффективно решается через разговорную терапию,например,с психоаналитиком,как правило-длительно.При этом,появляется возможность выработки новых привычек,стратегий,самопринятия,лучших,чем раньше.Новые привычки должны появиться и укоренитьс в самой ткани живых отношений с психологом.Чтение книг такого эффекта дать не сможет.Выбирайте специалиста и обращайтесь.Смогу помочь.