спрашивает: Евгения (Волгоград)
Долгие годы тяну за собой груз проблем, они копились как снежный ком. В какой-то момент мне казалось я выбралась, но сейчас появляется (почти каждый день) очень сильное тревожное чувство внутри груди. Мне страшно, будто что-то случится , будто кто-то меня увидел голой, какой-то стыд за себя, за то кем я являюсь, будто кто-то смеётся надо мной.
Я хочу понять как это проработать , мне сложно жить дольше.
В какой-то момент , я знаю, меня опять накроет это чувство тревоги! От него будто не спрятаться.
Но это далеко не все. Я не могу разобраться что мне нравится. Не могу понять какой избрать путь по жизни, все вокруг будто знает чего хотят, и я одна будто запуталась. Не знаю что и куда. Мне уже 25 скоро, а я ничего не знаю.
Нет, конечно есть вещи, которые я очень люблю, есть хобби, есть друзья, но мне особо никто не нужен. Мне мало кто дорог по-настоящему.
Я не понимаю, что со мной.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Евгения! Такое бывает, когда человек не может внутри себя обрести опору, когда не чувствует себя на своём пути, на своей дороге, ему трудно остановиться. Ведь, чтобы остановиться и заниматься делом, важно преодолевать сложности, учиться мотивировать себя, поддерживать себя, справляться с задачами, а это трудно.
Ведь если соотнести с позициями, то именно Ребёнку сложно удерживать свой интерес, именно он пасует перед сложностями, боится их, не верит в свои силы, его интерес гаснет, когда возникают проблемы, потому что он не смог научиться их преодолевать. Ему кажется, что он всё ещё успеет и найдёт то, что ему интересно и привыкает не трудиться над собой, не мотивировать себя идти по одному пути, а перескакивать, пробовать. Везде он находит причины, которые ему мешают — пропал интерес, что-то не устраивает, хочет убежать и ничего не делать и т.д. т.е. он видит вокруг себя только ограничения. Ему хочется спрятаться, убежать, не выходить из дома, чтобы не сталкиваться с.. .собой. Он смотрит вокруг и видит людей, Взрослых, которые увлечены своим делом, живут своей жизнью, у которых есть свой путь, и он не понимает, почему у него не так.
Какие Вы видите ограничения на своем пути Вы? Почему боитесь остановиться? С чем столкнетесь?
Когда ребёнок ещё маленький, то есть родители и они Стимулируют его, т.е. оказывают влияние из вне, а Взрослый человек учиться Мотивировать себя — т.е. сам ставить цели и двигаться к ним. Но, цель он должен увидеть перед собой, чтобы она была для него значимая и яркая. Когда он видит цель, он может обозначить задачи и этапы, которые ему необходимо пройти и начинать следовать.
Вы уже выросли, и никто из вне не сможет Вам дать мотивацию. Вам важно учиться мотивировать себя!
Возможно, Вы представляли своё будущее раньше, ещё не зная мира Взрослых, у Вас были только фантазии, а когда Вы стали расти, стали сталкиваться с тем, что реальность другая и что Ваши ожидания стали разбиваться. И Вы потерялись. Вы не знаете, чего теперь ожидать, на что ориентироваться. Вы уже видите жизнь иначе.
Чтобы Вы смогли разобраться в том, в какой сфере Вы сможете себя максимально реализовать, Вы можете пройти профориентационный тест, который исследует Ваши способности, личностные качества и мотивацию. Анализ результатов поможет очертить конкретные сферы.
Но, Вам важно создать для себя новые ожидания от своей жизни  и от того, чем Вы на самом деле будете заниматься, более реалистичные.
Вы взрослеете и меняетесь, Вы видите уже, с другой стороны, вещи, людей и ситуации, поэтому и меняются ожидания.
Не страшно, что то, к чему Вы шли раньше сейчас разбито. Вы можете создать новое представление!
На самом деле Нет «правильного» и «неправильного» выбора и решения. Есть опыт, который Вы можете получить, но который может Вам показать что-то о самой себе. Ваш опыт показывает Вам то, что Вы боитесь себя, свои решений, что не доверяете себе, что не чувствуете опоры под ногами, что не чувствуете себя в безопасности, что не чувствуете себя защищенной.
Поэтому Вы и испытываете этот страх и пытаетесь «перестраховаться». Но от чего? от самой себя?
Ваша неуверенность, нерешительность и страхи так и будут внутри Вас, будут преследовать Вас где бы Вы ни оказались.
Ваш страх сейчас Вас ограничивает, и Вы позволяете ему управлять своей жизнью, прятаться от себя.
Для начала Вам нужно вернуть опору, посмотреть в глаза своему страху и вернуть себе контроль над собой и над жизнью. Разрешить себе принимать те решения, которые Вы хотите и не бояться сложностей, а справляться с ними.
Но, для этого Вам предстоит и разобраться в том — почему Вы настолько не уверены в себе, почему этот страх возник в Вас.
В принятии своего решения, Вам предстоит всё взвесить и расставить по местам, расставить приоритеты. Вы меняетесь и меняется Ваша жизни, жизненные задачи, жизненные цели, жизненный путь. Вы боитесь изменений, но Вы и не можете остаться на месте.
Психолог
Здравствуйте,Евгения.Ваше состояние называется не выстроенной идентичностью.То есть,Ваше детство проходило с малым комфортом и Вы не впитали в себя особенности детско родительского счастья.Поэтому,Вы теперь не верите в себя,подавлены,не знаете,чего хотите,занимаетесь самокритикой и самообесцениванием.Эффективный способ восстановить упущенное ранее-это личная разговорная терапия.Но,она будет длительной.Так как,восстанавливать личность сложнее и дольше,чем делать медицинскую операцию.Нужна Ваша мотивация к сотрудничеству,например,с психоаналитиком.Тогда восстановится личность,дух,самопринятие,появится внутренняя гармония и осознание своего направления в жизни.Можно,для старта,поизучать книгу Эллис.Рационально эмоциональная терапия.Длительно,перечитывая и вникая.Работать с книгой так же,несколько месяцев.А дальше решайте,идти своим путем или в паре со специалистом.Смогу помочь.