спрашивает: Евгения (Москва)
Доброе время суток. Я очень неуверенна в себе. Много лет подряд я дружила с компанией людей. Сначала меня бросила лучшая подруга, променяв на другую девушку, я не могла долго прийти в себя, однако когда снова стала доверять людям, нашла новую хорошую подругу, получила удар в спину. Моя новая подруга поступила со мной совершенно одинаково, променяла на другого человека. Данная ситуация еще хуже подкосила меня. (Потому что после каждой ситуации люди посмеивались надо мной, обсуждали этт за моей спиной, а у меня есть лишний вес и с возрастом у меня появилось ощущение, что кроме веса я еще и кривая, косая, тупая) У меня всегда сохраняется чувство, словно я виновата во всем (во всех ситуациях приведенных до), я всегда извиняюсь. Со временем я начала понимать, что это неправильно, это мешает мне жить. Мне тяжело с этим существовать с людьми. Я стала зависима от социума и если меня кто-то покидает, для меня это оборачивается трагедией при любом раскладе. Я не могу справиться с волнением, одиночеством, принимпю всякую ерунду близко к сердцу. Я не знаю, как отпустить обиды и людей из своей жизни, все время живу в прошлом. Моя неуверенность превратилась в настоящие комплексы, мне больно. Как преодолеть эти страхи? Как воспитать в себе личность? Как отпустить людей из своей жизни? Как найти в себе себя? Помогите, я не знаю кто я и чего я хочу от себя и людей, я знаю, что лишь хочу жить настоящим и счастливо.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Евгения! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Добрый день, Евгения!
Понимаю Вас, терять близких людей тяжело, особенно когда речь идет о предательстве с их стороны. Это и в самом деле, обидно и больно, подрывает доверие к окружающим в целом. Однако, давайте попробуем во всем разобраться. Ваша зависимость от социума не возникла на пустом месте, Вы пытаетесь другими людьми закрыть брешь внутри себя. По просту говоря, Вам с самой собой скучно и неинтересно. Как только Вы начнете видеть в себе не только недостатки, но и достоинства, вы почувствуете опору внутри себя, примите и полюбите себя, Вам будет проще принять то, что «друг оказался вдруг…». В этом случае Вы, скорее всего, задумаетесь над тем, стоит ли вообще переживать из-за людей, которые на деле оказались так себе друзьями. Евгения, ключ ко всем дверям, что Вы хотите открыть, внутри Вас самой. Ведь когда Вы заботитесь о себе и поддерживаете себя, Вы знаете, что чтобы не произошло в жизни, у Вас будете Вы сами. Да, уверенность в себе не складывается по щелчку пальца, это большая и серьезная работа над собой. Если решитесь на нее, буду рада Вам в этом помочь.
Психолог
Добрый день Евгения!
Чтобы жить настоящим и счастливо - нужно проработать травмы прошлого и всё  разложить по полочкам. и я могу вам в этом помочь!
Почитайте у меня на сайте одну полезную книгу, она первая в списке раздела:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=11-Books/
Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт