спрашивает: Екатерина (Москва)
Занимаюсь творчеством, пишу песни и выпускаю лет 12. Занималась в музыкальной школе, много прошла в творческом пути. Сейчас музыкальный «рынок» перенасыщен, и очень сложно «пробиться» и быть «услышанной». Но песни в два-притопа три прихлопа (в стиле современных Тиктоккеров или Бузовой) выпускать не готова, так как не мой это стиль и это противоречит моим моральным ценностям.
Раньше много людей писало мне по поводу того, как им нравятся мои песни, творчество. Сейчас есть те, кому нравится мое творчество, но мои маркетинговые способности в разы меньше моих творческих. А я замкнулась в себе. Сравниваю себя с кем-то.Все равно выпускаю песни, вкладываю творческие силы и деньги, так как мне это по душе.
Хожу на юридическую работу, так как нужны деньги, творчество не бросаю. Юридическая работа отнимает много времени и сил, но чисто музыкой я не прокормлюсь. Совмещаю. А время летит... Некоторые мои знакомые уже «звезды», я сравниваю себя с ними, и обесцениваю, что делаю, словно я бездарность неуверенная в себе и ощущение, что время ушло и старая (мне 30 лет). А ещё выходит я ленивая.
Ещё у меня есть нюанс, хотела бы услышать Ваше мнение. Например, когда занималась вокалом в группе несколько месяцев, преподаватель перестала мне уделять внимание, оказывая максимально кому-то другому. В один момент, я расплакалась, хлопнула дверью и ушла, так как не могла сказать, что меня не устраивает такое отношение. Также в группе по танцам- я просто перестала ходить, когда поняла, что преподаватель вообще никакого внимания не уделяет, словно у меня ничего не получается, поэтому со мной не общаются. А вот тех, у кого получается лучше или слабее меня, тех поддерживают и хвалят и хотят с ними общаться.
Как проработать неуверенность в себе и перестать пытаться нравится всем? Откуда у меня желание, чтобы меня выделяли в группе и хвалили?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Екатерина! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Здравствуйте,Екатерина.Превосходно,что Вы пишите песни!Но,если Ваша самооценка,действительно,хромает,то и Ваша ПОДАЧА СЕБЯ-так же,хромает.И Вас могут замечать меньше,чем других,менее талантливых.Например,с заниженной самооценкой человек более ранимый,уязвимый,не отходчивый,обидчивый.И,вместо диалога и компромисса-он уходит.Таким образом,его талант прерывается.Слабые стороны такого человека-заметны.Поэтому,даже,если Вы талантливы,Вас могут ценить наже других-менее талантливых,но умеющих себя ПОДАВАТЬ.Что бы Вы стали заметной и не угождающей-важно повернуть вспять привычки детства,которыми Вы полны и которые Вас обесценивают.Важно всегда быть у себя классной,драгоценной,безупречной.Бузова очень уверенна в себе,поэтому,подает себя ярко во всем.Причем,при этом,она ОЧЕНЬ ВНУТРЕННЕ СВОБОДНА И НИКОМУ НЕ УГОЖДАЕТ.Не угождающий человек пленяет талантом БЫТЬ СОБОЮ,а не только песенным талантом.Нужны два таланта в одном.Стать талантливой в любви и во внутренней свободе-можете и Вы.Но,через длительную личную терапию.Она может и не быть длительной,но,клиент своим недоверием и скованностью делает терапию длительной.Все завсит от Вас.Хотите успехов и популярности-обращайтесь.Терапия может дать Вам свободу и не зависимость.Тогда зазвучит не только музыка и стихи,но и сама драгоценная личность.Обращайтесь,смогу помочь.
Психолог
Добрый вечер, Екатерина!
У Вас свой взгляд на творчество, у других - другой. Вы сравниваете себя с другими, а это говорит о Вашей самооценки, неуверенности в себе, с которой нужно работать.
Хвалили ли Вас родители? Возможно, в детстве Вы не ощущали этой похвалы и теперь пытаетесь ее получить через других людей. Начните хвалить саму себя. Вас есть за что хвалить. Не обесценивайте себя.
Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чем-то не уверенны на данный момент.
Рекомендую следующее:
1. Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
2. Не ругайте себя за ошибки, которые возникают, не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями. Каждый может ошибаться, из любой ситуации нужно извлечь урок и сделать вывод для того, чтобы не повторить ошибки в следующий раз. Проанализируйте, как помогла Вам какая-либо ситуация стать сильнее? Какие ошибки помогли Вам стать мудрее? Все это можно прописывать себе в дневник.
3. Не сравнивайте себя с другими. Все люди разные и не нужно быть под копирку с другими людьми, Вы уникальный человек, другого такого нет, у Вас есть своя «изюминка», которой нет ни у кого. Важно понимать эту "изюминку".
4. Меняйте круг общения, если Вы чувствуете, что из-за этого круга общения, Ваша самооценка и неуверенность в себе страдает. Вы не должны терпеть то, что не хотите. Научитесь говорить: «нет», умейте отстаивать свои личные границы. Вы не обязаны быть для всех удобной. Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе.
5. Поменяйте ракурс своего мышления. Умейте отвечать людям, если они Вас пытаются задеть. Ничего страшного, они могут говорить все, что хотят, но Вас это не касается, это их мнение.
6. Исключите фразу «должна» на «я хочу», «я выбираю». Проанализируйте, как часто Вы поступаете под фразой "должна" и как часто делаете, что Вам хочется под фразой "я хочу", "я выбираю". Все достижения, которые у Вас получились отмечайте себе в дневник, проанализировав, как поменялось Ваше внутреннее ощущение, состояние.
Напишу про цели. Вы хотите достичь цели и это замечательно. Важно понимать для чего Вы достигаете конкретную цель и что в итоге получаете/получите от этого достижения. Выпишите на листочек, что принесет Вам эта цель в процессе и в итоге (самореализация, саморазвитие, карьера, знания, слава и т.д.). Если это Ваша мечта и она осуществима, то удовлетворение от нее будет.
Но бывает и такое, что человек обесценивает свои старания, умения, обесценивает все, чего добивается и в конечном итоге не получает счастья, т.к. он обесценил это, обесценил свои усилия, старания. По этой причине удовлетворение не будет, но это можно проработать и научиться ценить то, что есть, за каждое старание хвалить себя.
Для начала определитесь, что именно Вы хотите достичь и для чего Вы это выполняете, что в итоге Вы получите, если выполните, а что не получите, если не выполните. Составьте план, что Вам нужно выполнить в течение недели, месяца, после распределите эти дела в течение недели. Вам нужно знать для себя, зачем и для чего Вы делаете какое-то действие, составляйте план на день и выполняйте его. Начинайте выполнять дела начиная с неприятных и заканчивая более приятными. В конце дня пишите результат того, что Вы сделали за день и чего добились для достижения цели. Каждый раз, когда Вы выполняете все, что планируете позитивно подкрепляете себя, покупая себе что-то (одежду, шоколад и т.д.), хвалите себя за то, что Вы сделали и обязательно радуйте себя покупкой.
Также можете использовать здесь 5 пункт из рекомендаций: "Наклейте фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с делами".
Если Вы хотите более подробно разобраться в Ваших переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию. Нужно разбираться с Вашей самооценкой, неуверенностью в себе и сценарием, который у Вас образовался.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.