спрашивает: Юлия (Нижний Новгород)
Мне уже 26 лет, а проблема тянется с самого детства. Начиналось все как простая стеснительность, но в детстве вроде как круг общения был. В школе все поменялось, общение перешло на уровень онлайн с людьми из других городов. Опять же общения было достаточно, не ощущала его недостаток.
А вот с 18 лет начались проблемы. Старые друзья как-то постепенно улетучились, а я все больше теряла социальные навыки. И вот в 26 лет сижу без друзей. Конечно, формально у меня аж целых две подруги реальные, но с одной общение не то чтобы близкое, видимся раза 4 в год максимум. А вторая, с которой дружим со школы, как у нее парень появился, вообще о дружбе позабыла. Уже 3 года инициативы встретиться с ее стороны вообще не бывает, хотя живем на одной улице.
По переписке друзья как-то быстро улетучиваются. Рано или поздно люди начинают интерес ко мне интерес, и я не понимаю, почему. Я уже исправила множество косяков в общении, научилась быть хорошим слушателем, задавать открытые вопросы, и вообще общение с людьми люблю и ценю. Частенько мне говорят приятные вещи незнакомые люди, с которыми я решаюсь заговорить, часто мне говорят, что я очень общительная. Но это только потому, что я пытаюсь именно научиться вообще взаимодействовать с людьми... В разговоре очень часто чувствую барьер, а даже если и получается выйти на открытое общение, рано или поздно наступает период, когда общение со мной перестает человеку быть интересным. Казалось бы, давно общаетесь, но общение в итоге сходит на нет. Опять же, общаюсь я сейчас только онлайн. В реальности все обычно получалось очень грустно, поэтому я забросила всю социальную активность. Но, видимо, и в переписке у меня все плохо выходит.
Устала уже так жить. Новые знакомства заводить сложно, потому что я буквально не знаю, как вообще нужно общаться. И как нужно общаться так, чтобы людям с тобой было хорошо проводить время. Понимаю, что люди все разные. Но если мне в 26 лет у меня нет никого, к кому можно хотя бы на праздники сходить, значит, что-то в своей жизни я делаю не так. Ну и, понятное дело, что на личном фронте тоже все грустно.
Спасибо, что прочитали.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Юлия! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Здравствуйте,Юлия.Вы имеете трудности в коммуникациях.То есть,они у Вас носят,к сожалению,невротический характер.Вы в коммуникациях ,вероятно,слишком угождаете,скованны,зажаты,трудно выражаете свои мысли,боитесь сказать не так,не угодить и разочаровать.Все это вместе хорошо чувствуется людьми.Чувствуется,как дискомфорт,а от дискомфорта отодвигаются.Вы же ничего этого не замечаете,так как,все симптомы-бессознательны.Ваши затруднения можно эффективно проработать и дать Вашей личности второе дыхание.Но,без труда не вынешь рыбку из пруда.Работа-терапевтическая,длительная и динамичная,заключается в росте Вашей внутренней свободы и уверенности в себе(ценности).Если к объемной работе будете готовы-обращайтесь,смогу помочь.Выбирайте-говорить о трудностях или преодолевать трудности.