спрашивает: Нина Павловна (Москва)
Пожалуйста, помогите! Мальчику, моему внуку, 6.5 лет. Несколько лет назад были признаки депрессии – на вопрос как живёшь, он всегда очень грустно отвечал: «Плохо». Сейчас это прошло. Но меня очень тревожат некоторые особенности его поведения:
1) фобия погружения в воду (только в реке или в море – дальше щиколоток заходить отказывается, но дома в ванне купается спокойно). (Возможно, что это связано со случившимся с ним в раннем детстве напугавшим его падением в воду).
2) навязчивая ходьба по кругу каждый раз как начинает что-то рассказывать
3) постоянно залезает на всех, кто оказался рядом, хватает их за руки и начинает тянуть и т.д. (как на хорошо знакомых родственников – бабушек, прабабушек и т.д., так и на впервые встреченных чужих людей – нянь, маминых знакомых и т.д.)
4) выраженная эмоциональная неустойчивость, включая дительные неостановимые плачи - вплоть до часа - при малейшей физической травме или моральной обиде (которая расценивается мамой просто как одна из черт таланта – повышенная чувствительность).
5) он совершенно не может переносить разговоров на грустные темы, особенно если при нём начинают обсуждать какие-либо его моральные или физические травмы – тут он просто кидается на разговаривающих с кулаками.
Есть младший брат 2.5 года, которого мама до сих пор кормит грудью, так что, возможно, частично эти особенности вызваны просто хроническим дефицитом внимания. Пожалуйста, посоветуйте, нужно ли что-то делать или с возрастом это всё пройдёт само, и бабушка зря беспокоится.
Интеллект и память не затронуты – он бегло читает, собирает сложные картинки-пазлы, голова забита географическими названиями и т.д. Но страшно смотреть, как он начинает торопливо ходить по замкнутому кругу большими шагами каждый раз, когда начинает что-то рассказывать… (правда, недавно он пообещал маме, что больше так ходить не будет – но пока неясно, прекратилось ли такое поведение на самом деле).
С уважением, Нина Павловна

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог
Нина Павловна, здравствуйте!
Описанные особенности требуют внимания. Однако, внимание это должно быть такое, чтобы ребенок этого не замечал. Очень важная рекомендация, прошу к ней отнестись серьезно.
Возраст ребенка пока не большой и можно скорректировать особенности, если они являются поведенческими. Прежде всего, нужно быть спокойными при ребенке, давать ему максимальную свободу в проявлении себя , там где он может это сделать, например, в игре, в обучении и тп. Не помогайте ему и не страхуйте его, позвольте ему делать самому ошибки и самому их исправлять, не торопите не в чем. Так будет укрепляться его вера в себя .
Не говорите при нем на грустные темы и не обсуждайте при нем его травмы. Если при ребенке это обсуждать, то он будет считать, что это очень большое значение имеет, что его рассматривают как под микроскопом, он превращается из личности со своими чувствами, в объект исследования и обсуждения. Дети очень страдают, когда их обсуждают. Он когда кидается с кулаками , в таких ситуациях, это он защищает свои границы , так он протестует, говорит: " мне не приятно!"
Можно отвлекать его внимание от ходьбы по кругу, предложить мягко и ненавязчиво сесть рядом с Вами и рассказать историю, почаще будьте с ним на одном уровне, чтобы он не чувствовал что взрослые нависают над ним большой фигурой. Если не получается отвлечь, не настаивайте. Желательно сейчас создать условия спокойствия для ребенка. Он демонстрирует повышенную тревожность, страхи - фобии, говорят о стрессах, а навязчивые движения, это ритуалы, они появляются от повышенной тревожности, человек пытается так справиться с тревожностью..
Ваша уверенность и спокойствие очень поможет ребенку быть спокойнее.
И можно обратиться к детскому клиническому психологу.
С уважением,
Елена