спрашивает: Ольга (Воронеж)
Здравствуйте. Ребёнку 12 лет. Он врёт мне по всем мелочам. Я ему всегда пытаюсь объяснить что так не стоит поступать, что портить доверие и т.д. Но у него скоро день рождения и я ему сказала что никакого праздника не будет. Стоит мне так поступать? Или как мне быть?

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог
Ольга, здравствуйте!
Ситуация неоднозначная. Ребенок врет , это значит, у него есть причины. Или же патология характера, или привлечение внимания или страх, или родители или значимые взрослые врут (или ребенок думает, что врут)а может и другие причины. Кроме того, Вы уже сказали подростку о том, что лишите праздника. И у вас сложный выбор: или быть последовательной и лишить праздника и совершить воспитательную меру, или не лишать праздника, устроить ребенку день рождения и быть не последовательной .
Ольга, поскольку выбор довольно сложный и надо разобраться детально в ситуации выяснить возможные причины вранья и подобрать подход к ребенку чтобы менять его поведение, приглашаю на консультации. Условия работы и контакты есть в моей анкете.
С уважением,
Елена
Психолог
Здравствуйте, Ольга! Лишение праздника - не решит проблему, а скорее усугубит её.
Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их своему ребёнка.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться. Что и происходит, это поведение уже закрепилось!
При последовательной и спокойной реакции родителей, проблемное поведение не закрепляется, как средство манипуляции ребёнком эмоциями родителей. Но, если он начинает отмечать, что родители теряются, чувствуют себя неуверенно, когда ребёнок так себя ведет, то он начинает запоминать это поведение и поэтому оно может сохраняться дальше. Так получается, что ребёнок в это время становится сильнее родителей, а родители более бессильны.
Также, это поведение может быть с целью привлечения внимания или когда ребёнок выбирает проблемное поведение, чтобы отвлечь родителей от своих проблем.
Вы можете отследить ситуации, когда ребёнок так себя ведет, свои реакции на них и проследить закрепляется ли у ребёнка это поведение. Если, чувствуете, что для Вас это ситуация тревожна, что у Вас нет сил справиться, что не знаете, что делать и как корректировать поведение ребёнка, тогда Вы можете вместе с психологом разобраться в том, что происходит между Вами и ребёнком и наметить путь коррекции.