спрашивает: Мила (Екатеринбург)
Как вы считаете, действительно ли существуют люди, которые вообще не догадываются о своих недостатках?
У меня есть знакомая, с которой я не хочу открытого конфликта, т.к. мы из одной компании и её мч давний друг моего мужа, который когда-то не без её согласия очень нам помог. Но когда мы стали с ней вроде как подругами, она оказалась просто невыносимым человеком. Она ничего не говорит в мой адрес, но думаю, что с кем-то ещё обсуждает меня точно также. Честно, иногда хочется дать этому человеку подзатыльник за то, что он пытается втянуть тебя в своё вонючее болото.
Ей не нравится ничего. Буквально. Лето - жарко, зима - холодно, весна - убогая грязища. Даже животные - это шавки и блохастые. Люди вокруг какие-то не идеальные, смеют не заниматься спортом. Она занимается, но сама далека от идеала. Да и в целом, вся её жизнь далека от этого идеала, за отсутствие которого она осуждает всех остальных. Я понимаю, что у неё куча комплексов и даже пыталась незаметно ей помочь, но её поведение не меняется вообще, становится только хуже.
Она следит за какими-то старыми знакомыми, которые о ней похоже и не помнят, смотрит каждую публикацию, постоянно пытается обсудить это со мной, додумывает о том, что у них всё должно быть плохо, возмущается тем, что они неправильно живут.
Она заглядывает через плечо пассажирам ОТ, когда едет на работу и может написать, что "какая-то баба сидит в таком-то чате". Я спросила, какое ей вообще дело до окружающих и до их внешности, я вот на людей вообще почти не смотрю, но она ответила, что у неё якобы "взгляд цепляется". Конечно, за людей, у которых пятно на майке или с маникюром не очень. Красивых она не видит. Как и красоты.
У нас большой город, его объективно запустили, но всё же есть куда сходить, где погулять, что посмотреть. Она никуда не ходит и не хочет ходить. Только на работу и иногда на фотосессии к подруге. Это её гордость и единственное развлечение. Город для неё мерзкий, люди в ним мерзкие, кредитных машин слишком много и это всё поводы для возмущения. А ещё она оказалась расисткой и гомофобкой буквально на пустом месте, что выяснилось неделю назад в разговоре о... Макияже.
Я старалась не поддерживать с ней общение и не отвечать, отказывалась от прогулок, ссылаясь на занятость и если вдруг вступала в диалог, то каждый раз замолкала или меняла тему, когда она начинала свою песню о том, как Машка снова залетела от своего уродского мужа и будет страдать, потому что потому (я не пролайфер, вообще чф, но Машка явно не страдает и это её выбор, которым она довольна).
Она вроде как принимала мою позицию и пыталась поддержать разговор о чём-то другом, но всё равно скатывалась в негатив и пыталась втянуть в него меня, чтобы мы обсуждали "ущербных" прохожих, которых она где-то там стоит и видит. Как только она замечает, что я реально отдаляюсь и вообще не заинтересована в общении с ней, у неё начинается период, когда она просит помощи. Не финансовой и ничего такого, но хочет совета, спрашивает, где что-то купить. Т.е. находит способ завести разговор, даже звонит. Период, когда она вдруг становится "хорошей" (веселой, жизнерадостной) и пытается куда-то меня позвать. И период, когда она предлагает что-то. Например, помнит, что я когда-то искала конкретную вещь и говорит, что купит мне её. Я всегда отказываюсь, говорю, что уже купила или купила иную, а ту уже не хочу.
Вчера я начала просто удалять её сообщения, даже не открывая. Потому что меня выматывает это общение и я поняла, что она (если такое возможно) вообще не видит, что проблема в ней самой, а не в окружающих. Она в очередной раз решила обсудить тех самых людей, за которыми следит (это продолжается уже года полтора) и попыталась высмеять одну девушку, потому что у неё в жизни ничего не меняется. Моя рука прилипла к лицу. Это зеркалка или что? Она правда видит какую-то огромную разницу между собой и теми, кого осуждает?
Во-первых, мне интересно, что этому человеку так нужно именно от меня. Я понимаю, что люди от неё наверняка разбегаются, а отношения у неё унылые. Т.е. да, ей нескем общаться, ей скучно. Но почему она прилипла именно ко мне? Я уже 6 месяц от неё отбиваюсь.
Во-вторых, мне действительно интересно, правда ли человеку даже не приходит на ум то, что он сам очень далёк от тех вещей, которые требует от окружающих? Я просто не верю, что такое возможно.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Мила.Если Вам интересно,то скажу,что Ваша подруга имеет букет невротических симптомов.Неуверенность в себе,сильный стыд,самобичевание,сравнивание себя с другими,зависть,ревность.Ее самооценка держится на обвинениях и осуждениях(чем он хуже,тем я лучше).Поэтому,Вы правы,что устаете от нее.Вы по сравнению с ней-излучатель психического здоровья.Поэтому,она записала Вас в подруги,которая видит мир нормальным,а не блохастым.С Вами она ,как бы,отмывается от своих заморочек.Нужна ли она Вам-это другой вопрос.Таких людей да,очень много.Они не умеют рефлексировать и видеть свои огрехи.Они свои недостатки переносят всегда строго на других.Но,иногда им бывает очень плохо от своей фальши,и они выбирают таких,как Вы.Что бы прийти в себя и получить дозу валерьянки.Поэтому,верьте,такое возможно.