спрашивает: Полина (Санкт-Петербург)
Добрый день, я очень неуверенный в себе человек, я понимаю что я вроде красивая девушка, но мне очень страшно выйти на улицу - я не могу быть в обществе людей, я не могу ехать в автобусе даже если пойдёт дождь, я всегда еду на такси или иду пешком. Я работаю в онлайне и почти не выхожу из дома. Пол года назад я сошлась с бывшим молодым человеком спустя 3 года, и мы пол года были снова вместе, я решила проманипулировать и уехать к маме на неделю из за ссоры - а он меня легко отпустил и не стал возвращать, во всем виню себя. Ещё больше ударило по самооценке. Мне кажется если я выйду на улицу - я упаду в обморок от взгляда людей. Когда мы были вместе все внимание на себя забирал он и мне было очень спокойно гулять и жить. В детстве меня мама оставила в деревне на несколько лет и стоила свою жизнь, часто меня бросала и критиковала мое творчество. Я плохо пою, плохо рисую и тд - это мне говорила мама. Я все понимаю, откуда низкая самооценка. Также унижали в школе, я как то сама была в состоянии жертвы и они это позволяли. Пожалуйста подскажите мне как пережить расставание и стать уверенной в себе - меня ничего не отвлекает и не мотивирует, я плачу каждый день, жалею себя и хочу все исправить и написать ему - но понимаю, что если бы он хотел, он бы меня вернул сам….

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Полина! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Здравствуйте,Полина.Вам предстоит большая работа над собой.Скачайте книгу Эллис.Рационально эмоциональная терапия.Изучайте с пол года,что бы выработать новые стратегии жизни и начать жить в гармонии с собой,любимой и драгоценной.Одной книги,думаю,в работе над ростом самооценки окажется мало.Поэтому,перспективный вариант-найти комфортного психоаналитика(психотерапевта) и начать продолжительную работу по реставрации БАЗОВОЙ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.В этой работе Вы отпустите детские травмы и начнете жизнь с чистого листа,в гармонии со своим внутренним новым миром.Это страшновато,но очень соблазнительно.