спрашивает: Фатима (Москва)
Здравствуйте, мне 18 лет, сама живу на Кавказе, и родилась там.
Так вот, мама мне говорит почему к тебе никто не идёт свататься и смеётся, а сама всегда говорит - рано, пока учебу не окончишь не выйдешь все равно,я на 3 курсе, у меня 4 курса.
Сама я никогда не комплексовала на счёт внешности, все у меня шикарно, и фигура, рост 168, мне все в себе нравится)
Но я зажата очень, теряюсь в обществе,очень сильно теряюсь, лишь бы что то сказать, но не казаться глупой.
Нас 4 детей в семье, старшая сестра замужем и два младших брата.
Мама до сих пор сравнивает с старшей сестрой.

Ответы и советы психологов
Психолог
Фатима,странно что ваш вопрос вы  разместили в разделе вопросов из Москвы, при обращении за помощью важна полная честность и открытость, иначе вместо помощи вы можете оказаться в ситуации значительно более тяжёлой нежели до такого "обращения за помощью",ещё лишь более зажатой. Важно беречь себя!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Добрый день!
Честно говоря, даже странно, что в словах девушки с Кавказа прозвучала только мама, но не прозвучал папа...))
А папа что говорит?
Он не заставляет Вас комплексовать?
Если с папой всё хорошо, то попросите папу поговорить с мамой о том, что Вы пишете. Уверен, папа найдёт, что и как сказать маме, чтобы она оставила Вас в покое...))
Психолог
Здравствуйте, Фатима! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!