спрашивает: Елена (Ростов-на-Дону)
Понимаю, что у меня какое-то искажённое восприятие,но не могу понять в какую сторону. Муж всё время занят собой, находит у себя болячки, занят проблемами на работе, я всегда слушаю все его переживания, иногда безэмоционально, но в основном стараюсь проявлять сочувствие, отправляю к врачу, даю советы по работе. Но ему всегда мало этого. Я могу весь день потратить на разбор его проблем. Потом вечером, уложив ребёнка спать, хочу уделить время себе, его это обижает, хоть он и не признаётся. Со временем времени на это уходит всё больше и больше, меня это не устраивает, но сказать ему об этом, значит ранить его, ведь он верит в то, что его проблемы самые важные и очень серьёзные. До моих ему редко когда есть дело. Но если он решит помочь, то всегда сделает это как-то креативно, с умом, я это очень ценю. В основном бывает так, что я говорю, например, нам нужна одежда на осень, на моей единственной куртке два пятна, у тебя тоже вся выгорела, он резко нервничает, начинает объяснять, что денег нет. А я понимаю, что их нет, только осенью без куртки ходить не вариант. Значит нужно что-то придумать. Купить где-то подешевле, сэкономить на другом или взять в рассрочку,ну что-то можно придумать. Разговор был неделю назад. Он накричал. И больше мы не говорили. Я пытаюсь найти работу в декрете, но ещё не нашла. Да и как я могу работать, когда буквально вчера вечером я опять уложила ребенка спать и собралась попробовать нарисовать акварельную открытку для продажи, он опять обиделся, что я не проведу с ним время и не признался, но было понятно по его интонации. Иногда я не выдерживаю и когда он на след вечер опять хочет провести со мной время говорю я вчера не смогла зашить шторы из-за того, что мы просто сидели и смотрели ютуб с тобой,так что сегодня меня не беспокоить. Обижается, приходится опять сидеть и опять слушать. А мне уже десятую штору зашить приятнее, чем всё это слушать. Всего должно быть в меру. Проблема с каждым днём всё больше нарастает, хочется уйти с ребёнком из дома гулять весь день, раньше такого не было. Хочется с подругой общаться, с другими людьми. Погулять с ребёнком и с собакой, сходить в магазин и вынести мусор, пообщавшись с соседями это мои маленькие радости. Иногда он приходит к нам на прогулку, и вместо того чтобы играть с ребёнком мы опять говорим о работе и о шишке на ноге, о вене, которой раньше не было видно на руке и тд. И мне уже не хочется так гулять и потом идти вместе домой, хочется вырваться из этого положения. Недавно был день когда он сходил к врачу, успокоился, и по его мнению, это послужило причиной для хорошего настроения на весь день. Было веселее. Мы были практически на одной волне. В общем то можно об этом говорить бесконечно. Пока что поставлю точку.

Ответы и советы психологов
Добрый день, Елена.
Проблема, которую вы описываете - системная. То есть дело не только в муже, а в целом в вашей общей семейной системе. В которой заведена определенная, неизменная последовательность действий - муж приходит к вам за вниманием, вы откладываете все свои дела и желания, всю себя, и позволяете ему растворить все свои тревоги в вас, выгрузить их в вашу голову. А если вы по какой-то причине, вы пытаетесь сопротивляться, вас останавливает то, что он выглядит обиженным, как будто вы воспринимаете эту обиду как наказание для себя.
Сочувствую вам. Представляю, каково это - не иметь возможности побыть с собой, отдохнуть. Днем ребенок занимает ваш разум, вечером муж. Кажется, что совсем нет места для вас самой. Конечно, вам хочется уйти из дома на весь день и не возвращаться!
В этой ситуации нет быстрого и простого решения. Поменять вашего мужа без его желания невозможно, к тому же, проблема сейчас у вас, а не у него. Это вам плохо в таких условиях. Значит, надо действовать через семейную систему, через вас. Менять то, что в ваших руках, делать то, что зависит от вас. В первую очередь стоит обратить внимание на то, что настроение и эмоциональное состояние мужа - не ваша ответственность. Это его чувства, его сложности, и пока вы делаете их вашими общими - изменений не будет. По сути, вы сейчас выполняете для него материнскую функцию - контейнируете его сложные эмоции. Но он взрослый человек, должен уметь делать это сам. Ваша же задача здесь - понять, для чего ВЫ это делаете, какая вам с этого польза и выгода. Потому что в семье ответственны оба. И пока вы потакаете его детскому поведению - вы берете на себя ответственность не только за его эмоции, но и за то, что вам в этом всем плохо, некомфортно и порой невыносимо.
Вам предстоит нелегкий труд. Необходимо распутать причинно-следственные связи и понять, как вы попадаете в этот замкнутый круг, и где для вас может быть выход, новый способ общения с мужем, в котором вы будете равноправны. Сможете не только проявлять сочувствие, но и просить в ответ, а также, что немаловажно - иметь внутреннее право быть отдельной от мужа, заниматься своими делами, думать о себе.
Если вы действительно хотите что-то изменить - пишите, звоните, я знаю, как вам помочь.
Психолог
Здравствуйте, Елена! У Вас и у мужа есть своё восприятие семьи, отношений и ожиданий от партнёра. Он ждет, что Вы будете его слушать, поддерживать и что ЕГО дела будут для Вас первостепенными, а всё остальное - на вторых местах. Когда Вы озвучиваете ему, что есть и потребности у Вас, у ребёнка, ТО это его сразу не устраивает. Он манипулирует эмоционально - обижаясь на Вас, когда Вы что-то делаете или для себя, для своего развития, ТО, это для него как угроза, он воспринимает это так, что его бросают и он не нужен.
Позиция мужа - незрелого ребёнка! НО НЕ взрослого и ответственного Мужчины и Мужа.
Что делать? Разрешите ему обижаться, только ОН отвечает за свои эмоции. У Вас есть и свои потребности и дела,НЕ стоит ждать от мужа разрешения, а разрешите себе делать это самой.