спрашивает: Елена (Москва)
Добрый день . Мне 45 лет, мужу 40. Замужем 15 лет . 5 детей , из них 4 от этого брака. В данный момент беременна 6 -ым. Мы с мужем встретились ,когда мне было 29 лет, была в разводе , карьера состоялась, я имела хорошую должность и интересную работу , у меня была замечательная дочка 9 лет , хорошая двухкомнатная квартира , машина . Скажем так ,что в жизни я была хорошо устроена , но для счастья мне не хватало семьи и очень хотелось ещё детей. Мы познакомились на работе, подружились и договорились ,что мой, теперь уже мой муж ,хочет того-же, что и я . Семьи и детей . Предупредила ,что мне капитан дальнего плавания не нужен . И с этим договором мы и поженились. 12 лет ,мне казалось ,что я живу в сказке ,но видимо ,я ее рисовала себе сама. Я была счастлива, у меня было для счастья все , дети ,совместный досуг, отдых и быт с мужем , я начала приобщаться к церкви и муж меня поддерживал ,вместе стали ходить в Храм. Я рожала одним за одним детей , не вышла больше на работу , но хотела учиться ,развиваться дальше . Поступила дистанционно учиться на третье образование, но времени на учебу не хватало, и я бросила . Родители меня тоже во всем поддерживали , отец постоянно финансово помогал , мать помогала с детьми , когда квартира моя стала нам тесна , отец помог нам профинансировать покупку новой более просторной квартиры . И мне казалось, что все, лучше в жизни и не бывает . Получили ключи от новой квартиры, отец подарил нам загородный дом , дети здоровы , зарплаты мужа хватало на жизнь с маслом даже . Да ,конечно,я очень изматывалась ,дети отнимали все мое время ,но даже это приносило мне счастье. Вечером с работы приходил муж и моя усталость проходила . Я была очень счастливой . Но ,к сожалению , дальше для меня начался ад. Отец ,который был моей поддержкой и опорой по жизни получает инсульт , выжил ,но стал инвалидом .Мужа,как подменили , перестал мне уделять внимание, стал злым и раздражительным ,все время пропадал и задерживался до позднего вечера на работе , орал на всех, шлёпал даже маленького ребенка. И через год такой жизни заявил, что он несчастлив со мной и хочет уйти . Что его ко мне не тянет , что он всю жизнь все делал по моему и себе во всем отказывал ,что вкладывался в семью только он , но он устал и хочет отдачи . Что из за меня он потерял всех друзей , что он не состоялся в карьере , что я заняла все его личное пространство. И если он останется ,то меня возненавидит . Предложил мирный развод ,будет платить алименты и навещать детей по выходным . На тот момент у меня младшему сыну исполнилось 2 года . Я потеряла способность жить. Перестала есть и ухаживать за детьми . Так продлилось месяц. И вот тогда выяснилось ,что он уже год любит и встречается с другой женщиной ,младше меня на 15 лет без детей ,которая его уважает ,любит и ценит . Он увидел к себе другое отношение. Она дала ему то, что в моей семье он не получал никогда . Послушание и уважение .И теперь он будет строить семью ,по новым правилам и будет счастлив . Я ничего не понимала. Пыталась узнать ,что я могу сделать для сохранения семьи . Поясню ,что даже в 45 лет и с 5 ю детьми ,я красивая ,спортивная и стройная . За собой не прекращала ухаживать все годы
Я умоляла его подумать ,что можно все изменить ,плакала ,но ничего не помогало ,он ушел . Приходил к детям три раза в неделю по вечерам . Я впала в депрессию . Он то приходил ,то уходил ,все ,когда хотел . Денег не давал ,привозил только продукты. так продлилось полгода. Потом ,он ,видимо пож давлением своей мамы вернулся домой ,Но со мной жил ,как с чужой и продолжал вести образ жизни холостого мужчины ,хотя говорил ,что с женщиной завязал . Но дома иногда не ночевал и ко мне ,как к чужой . мы уехали с детьми отдыхать на море и там я думала мы наладим отношения , но выяснилось ,что его любовница там и они встречались по ночам . Я их просто застала вместе . Муж что- то врал , но особо не оправдывался ,сказал ,что ему меня жаль,что мне пришлось это пережить ,но такова жизнь . Потом было ещё враньё , я постоянно истерила и муж окончательно собрал чемодан и уехал . Вначале приходил только к детям , а со мной общаться не хотел ,потом стал приезжать уже и ко мне ,как к любовнице . Я приняла таковую ситуацию ,не могла жить без него. Такая недосемья длилась год . Пока муж ,вдруг ,не пришел домой с вещами ,а его любовница мне не написала ,что возвращает мне моего мужа ,так как он не тот человек и поблагодарила, что я не давала ему развод столько лет . Муж вернулся , но отношения наши очень плохие . Муж ночует дома раза 3 в неделю , выходные проводить со мной отказывается , заботы и ласки от него нет ,говорит, что я не заслужила все это и он ещё не полюбил меня снова . Общается только с детьми . В его машине постоянно фантики от конфет , напитки,которые он не пьет , пакеты пропавшие женскими духами . На все вопросы ответ один :не твое дело ! Из всего нашего общения остался только редкий секс . Я забеременела, и вот тут я думала ,что может теперь ребенок ,что- то изменит, но нет . Муж откровенно говорит, что если 4 ребенка не возбудили в нем ко мне любовь ,то какая - то хромосома в моем теле его не трогает . Все выходные проводит ,то на рыбалке ,то на охоте ,иногда чисто с детьми ,но меня не берет говоря ,что ещё я не научилась себя вести и не сделала так, чтобы он захотел со мной проводить время . Обеспечивать меня перестал .Я работаю ,удаленно ,няни нет, очень тяжело с детьми и работать. Я измоталась , его не трогает ,даже не интересуется ,как здоровье ,как беременность . на все мои вопросы про наладить отношения говорит одно : перестань мне выносить мозг ,довольствуйся тем,что есть ,большего я тебе не дам , пока ты не научишься отдавать в отношениях и слушаться мужа и понимать,кто здесь глава . И вот теперь беременная , с кучей проблем со здоровьем из за хронического стресса я просто на грани . Развод ? Квартира в половине на мужа ,я все поделила между нами своими руками , идти некуда , дети на мне ,ещё и беременная ,45 лет, кому нужна ? Я хочу наладить отношения с мужем ,но что- бы я не делала все плохо и я только все ухудшаю ,как он говорит, вынося ему мозг своими просьбами о том, что он делать не хочет . Что я делаю не так в отношениях ? Есть ли шанс у меня вообще их наладить ? Чувствую тупик.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день!
Развод ? Квартира в половине на мужа ,я все поделила между нами своими руками , идти некуда , дети на мне ,ещё и беременная ,45 лет, кому нужна ? Я хочу наладить отношения с мужем ,но что- бы я не делала все плохо и я только все ухудшаю ,как он говорит, вынося ему мозг своими просьбами о том, что он делать не хочет . Что я делаю не так в отношениях ? Есть ли шанс у меня вообще их наладить ?
Налаживание отношений в паре - это двусторонний процесс, обоюдный.
В одиночку отношения в паре наладить нельзя.
Если муж тоже осознаёт проблему и готов её решать, я могу помочь как семейный психолог.
Если же муж проблему не осознаёт или не хочет её решать, то можно только изменить Ваше внутренеее отношение к тому, что происходит.
Это тоже потребует определённой работы с психологом. Так что в любом случае обращайтесь - с удовольствием помогу )
Психолог
Здравствуйте, Елена
Шанс наладить отношения есть всегда. Но другими способами, поскольку уже очевидно что ваши методы не приводят к нужному результату. Дайте себе передышку в этих попытках вернуть любовь человека. Вы тратите на это колосальное количесво энергии, которое можете потратить на созидание, занятия с детьми, саморазвитие и т.д. Разговорами и уговорами разогреть угасшую страсть и любовь невозможно.  Вам поможет только координальная смена поведения и вашей внутренней позиции. Ключевое слово "внутренней"! По понятным причинам вы чувствуете себя сейчас крайне зависимой, однако можно даже в этот период поменять своё отношение к происходящему. Он с вами как сосед- вы с ним тоже по соседски - по доброму, но без личной привязки и навязывания себя. Его отворачивает от вас ваша тотальная зависимость от него. Не финансовая даже, а моральная. Играйте в игру. Это поможет вам более трезво посмотреть на происходящее. Представьте что он просто ваш друг/коллега, задача которого помогать вам в заботе о детях. Злости и обиды на него за его поведение в этом случае будет значительно меньше. Дайте себе эту паузу (месяц-два) не пытайтесь в этот период наладить отношения с ним. Отдалитесь внутренне. Но без обид, претензий и агрессии, но по-дружески и с благодарснотью за помощь.