спрашивает: Анастасия (Москва)
Здравствуйте, помогите с проблемой
В детстве мать била меня, ничего мне не разрешала, разговаривала всегда грубо и очень редко хвалила. Я боялась идти на физкультуру в школе, потому что на моем теле постоянно были следы от битья. Позже, у меня начался энурез( я не знаю, важно ли это, но рассказываю),так за это меня стали бить еще сильнее и постоянно смеяться надо мной и тыкать в меня пальцем какая я зассыха. Только достигнув 14 лет, я наконец, смогла победить эту неприятную вещь. Если я чем-то то хотела поделиться с матерью, что-то рассказать мне затыкали рот, говорили, что я придурок, барабан пустой, постоянно тараторю и так далее
Нужно было ловить момент, когда у матери было настроение, чтоб к ней можно было подойти. Оно постоянно менялось. Вроде щас мы мило , по-семейному общаемся, а через минуту я уже идиотка и вообще- заткнись и иди к себе в комнату. К моей старшей сестре обращались ещё хуже, и в итоге она просто сбежала из дома в 18 лет.
Теперь, став взрослой, я не люблю ( раньше ненавидела, щас уже прошло) мать, не хочу общаться. Даже сейчас, спустя столько лет, приходя к ней за поддержкой- я слышу тоже самое, что я дура, сама виновата и тд
Эмоционального тепла хочется от неё
Из-за за этого у меня низкая самооценка, боязнь общества, куча фобий, замкнутость, просто огромная неуверенность в себе. Мне очень хочется близкого общения( прям до ужаса), но я не могу построить отношения из-за страха быть хоть немного зависимым от кого-то. Не могу довериться и открыться даже самым близким людям.

Ответы и советы психологов
Психолог
Почитайте у меня на сайте очень важную книгу, многие вещи станут вам понятнее:
Алис Миллер. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я
Постарайтесь найти возможность для работы с психоаналитиком. Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться и начать процесс внутренних изменений. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Анастасия! То, что Вы пережили - насилие со стороны самого близкого человека. В том возрасте Вы могли не осознавать, что происходит, так как у ребёнка ещё нет опыта, нет понимания того, что родители могут нанести вред, дети полностью доверяют.
Но, Вы росли и уже с возрастом начинали понимать то, что происходило и тогда Вы стали сталкиваться с этими чувством, появилась отсроченная волна травматизации, и она накрывает до тех пор, пока человек не начнет работать со своей травмой.
Вам предстоит тяжелый путь. Переоценка отношений с родителями, работа с чувством вины, злости, обиды, гнева, непонимания, несправедливости. У Вас украли Ваше детство, безопасность и защиту. Эти чувства были разрушены тогда, когда Вы осознали, что происходило.
Вам предстоит заново собрать свой островок безопасности, защиты и доверия. Если раньше, когда Вы были ребёнком, это формировалось под влиянием родителей, то сейчас именно Вы сами сможете помочь себе.
Но, это тяжелый путь. Отгоревать боль, злость, отпустить эти чувства, понять, как Вам быть сейчас, как понять и принять себя, учитывая тот опыт прошлого насилия, чтобы он не разрушал Вас и Ваше настоящее.
Вам предстоит по кусочкам собирать себя и отпускать эту травму. Вы не сможете это забыть, но Вам важно оставить это в своём прошлом, не убегая от этого, а приняв то, что это было, ведь прошлого уже не изменить.
Психолог
Добрый вечер, Анастасия!
Какой у Вас вопрос?
Что Вы хотите понять, разобрать для себя?
Кто у Вас сейчас близкий человек? С какими именно сложностями Вы сталкиваетесь?
Вы очень многое пережили, но все эти моменты позади.
Вам нужно сепарироваться от мамы и начать жить своей взрослой самостоятельной жизнью. Вы не сможете доказать маме свою взрослость, если она всегда так относилась к Вам, но Вы можете доказать это себе, взяв ответственность на себе и начать жить своей взрослой самостоятельной жизнью.
Не стоит поддаваться на манипуляции, которые применяет мама. Манипуляция – это, способ добиться своего, сделать так, как хочет сам человек. А как Вы реагируете на манипуляции? Важно понимать и Вашу реакцию в этой ситуации, возможно, Вы реагируете на манипуляции от мамы, и мама их теперь постоянно применяет. Вы никогда не станете «правильной», если она всегда так относилась. Ей всегда будет недостаточно внимания, похвалы в свой адрес, она всегда будет нуждаться, чтобы она руководила всей ситуацией. Не стоит оправдываться перед кем-то, если Вас обвиняют. Если Вы начинаете оправдываться, то Вы человеку показываете, что Вы уязвимы и Вами можно манипулировать. И человек берет над Вами контроль. Вы можете поговорить с мамой, поблагодарить ее за все, сказав ей, что Вы понимаете ее переживания, что Вы любите ее, но это Ваша жизнь и Вам принимать решение, как жить. Если Вам нужна будет поддержка от мамы, то Вы обязательно к ней обратитесь. Никто не говорит, что нужно забывать о маме, но у Вас также есть своя личная жизнь.
В детстве Вы были вынуждены приспосабливаться к тому, что было, но сейчас не детство и Вы сами можете выбирать себе друзей, общение, все люди разные, именно Вы можете определить на какой дистанции Вы готовы общаться с другими людьми. Попробуйте разобрать для начала в себе, повысить уверенность в себе.
Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чем-то не уверенны на данный момент.
Даже, если Вы открылись перед кем-то и человек не поддержал Вас - ничего страшного, у каждого свое мнение и взгляды, Вы имеете право на свое мнение.
Рекомендую следующее:
1. Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел каждый день). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
2. Поменяйте ракурс своего мышления. Умейте отвечать людям, если они Вас пытаются задеть. Ничего страшного, они могут говорить все, что хотят, но Вас это не касается, это их мнение.
3. Не бойтесь обидеть и сказать: "нет". Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе.
4. Используйте метод "Я-сообщение", где Вы будете говорить от первого лица о своих переживаниях по поводу того, что Вас расстроило, а не делать суждений о человеке. Например: «Я беспокоюсь, когда ты не приходишь вовремя» (вместо: «Почему ты опять опоздал/а?»). Не всегда получается найти подходящие слова, т.к. нам привычнее обвинить другого, предъявить претензии человеку, сказать о его чувствах в формате «Ты-сообщение», а необходимо начать с себя, говорить о своих чувствах. Если человек услышит Вас, он изменится, либо Вы найдете компромисс. Заставить что-то делать человека нельзя, если он сам этого не захочет.
5. Не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями. Каждый может ошибаться, из любой ситуации нужно извлечь урок и сделать вывод для того, чтобы не повторить ошибки в следующий раз. Проанализируйте, как помогла Вам какая-либо ситуация стать сильнее? Какие ошибки помогли Вам стать мудрее? Все это можно прописывать себе в дневник.
6. Исключите фразу «должна» на «я хочу», «я выбираю». Проанализируйте, как часто Вы поступаете под фразой "должна" и как часто делаете, что Вам хочется под фразой "я хочу", "я выбираю". Все достижения, которые у Вас получились отмечайте себе в дневник, проанализировав, как поменялось Ваше внутреннее ощущение, состояние.
Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.