спрашивает: Анна (Москва)
Моя семья много лет издевалась надо мной физически и морально. Я не могу их за это простить (не знаю как). Я была всего лишь маленьким ребенком и не могла заслужить все это... Столько историй, которые мучают меня и я не могу об этом никому рассказать,потому что мне стыдно быть жертвой. Стыдно, что я не смогла постоять за себя (я понимаю,что была ребёнком и была очень напугана, но иногда меня мучает чувство вины). Я жила в постоянном страхе. У меня были тяжелые проблемы со здоровьем из-за сильных эмоциональных переживаний (этого я тоже не могу им простить). Прошло уже много лет. Мне часто снится кошмары, я думаю об этом днями и ночами. Я хочу отпустить все эти воспоминания и начать жить дальше, но не знаю как... Я виню их за испорченное детство, за свои психологические травмы и эмоциональную нестабильность, за шрамы на теле.
Когда я вижу по-настоящему счастливых людей, я ненавижу их всех ещё больше, потому что я была бы счастливой если бы не они... Они живут и им хорошо, а я изо дня в день всё это вспоминаю.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день Анна!
Ваш рассказ напоминает  мне содержание одной из важнейших психологических книг выложенных у меня на сайте в разделе "книги". Вам надо обязательно ознакомиться с ней:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=130-AliceMiller
Книга даст вам лучшее понимание вашей ситуации. А работа в рамках "лечения разговором" может помочь вам отгоревать прошлое и в определённой степени "перевернуть страницы тяжёлой истории вашего детства".
Я много работаю с подобными ситуациями, в своё время работал в детском приюте  и хорошо понимаю через какие неприятности порой приходится проходить детям и подросткам дома в своей родительской семье. И это оставляет неизгладимые шрамы порой на всю оставшуюся жизнь.
Я могу вам помочь получше во всём разобраться и проработать ситуацию в психотерапии. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя, ведь именно вы - самое дорогое и ценное  что у вас есть!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Анна!
Вы были ребенком и Вы не могли отстаивать свои личные границы, защищать себя также, как и взрослый человек. Вы принимали то, что есть.
Очень часто родители решают собственные психологические проблемы за счет ребенка. Они не осознают, что происходит и поэтому так поступают с детьми, в том числе и манипулируя ими.
Но сейчас Вы взрослый человек и можете сами решать, как Вам быть, Вы сами строите жизнь так, как хочется Вам. Да, Вы пережили многое, но это в прошлом, да, нужно над этим работать, нужно наслаждаться настоящим.
Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психолог
Анна, здравствуйте
Прощение невозможно осуществить рациональными методами. Глубинные структуры мозга, бессознательная часть психики требует компенсации урона, а социализирующая, тормозная часть неокортекса говорит, что это неправильно. Обычно в таком конфликте человек проводит годы или всю жизнь, но выхода не находит.
Одно из решений состоит в том, чтобы негативные эпизоды вашего прошлого перестали волновать вас. Как будто все вопросы, связанные с теми событиями, уже закрыты и возвращаться в воспоминания незачем. Это устранит психическое напряжение, связанное с описываемыми вами событиями. Этот же шаг сменит отношение к родственникам на нейтральное, у вас не как будто не останется претензий к ним. Работа занимает несколько сессий. Есть возможность предоставить отзывы экс-клиентов, которые успешно "стерли" кошмарные события своей жизни.
Если это поможет вам вернуть безмятежность и душевное равновесие, обращайтесь, задавайте вопросы или записывайтесь на консультацию.
Психолог
Здравствуйте, Анна! То, что Вы пережили - насилие со стороны самых близких людей. В том возрасте Вы могли не осознавать, что происходит, так как у ребёнка ещё нет опыта, нет понимания того, что родители могут нанести вред, дети полностью доверяют.
Но, Вы росли и уже с возрастом начинали понимать то, что происходило и тогда Вы стали сталкиваться с этими чувством, появилась отсроченная волна травматизации, и она накрывает до тех пор, пока человек не начнет работать со своей травмой.
Вам предстоит тяжелый путь. Переоценка отношений с родителями, работа с чувством вины, злости, обиды, гнева, непонимания, несправедливости. У Вас украли Ваше детство, безопасность и защиту. Эти чувства были разрушены тогда, когда Вы осознали, что происходило.
Вам предстоит заново собрать свой островок безопасности, защиты и доверия. Если раньше, когда Вы были ребёнком, это формировалось под влиянием родителей, то сейчас именно Вы сами сможете помочь себе.
Но, это тяжелый путь. Отгоревать боль, злость, отпустить эти чувства, понять, как Вам быть сейчас, как понять и принять себя, учитывая тот опыт прошлого насилия, чтобы он не разрушал Вас и Ваше настоящее.
Вам предстоит по кусочкам собирать себя и отпускать эту травму. Вы не сможете это забыть, но Вам важно оставить это в своём прошлом, не убегая от этого, а приняв то, что это было, ведь прошлого уже не изменить.