спрашивает: Анастасия (Саратов)
Здравствуйте. У меня странные отношения с едой. Когда я что-то съем, я себя ругаю за это, говорю себе, что можно было бы не есть или ругаю себя за количество съеденного, хотя, объективно, 2 бутера и 1 яйцо на завтрак это не много. Очень хвалю себя, если по каким-то причинам не ем долгое время (несколько часов). В магазине очень долго выбираю продукты, исходя из их калорийности и долго думаю, что приготовить из них. Не могу говорить себе, что я красивая и так далее, как советуют всякие паблики про психологическое здоровье. Вместо этого, смотря на себя, говорю, что я жирная страшная гусеница. Когда иду мимо зеркальных витрин, всегда отворачиваюсь в другую сторону, чтобы не видеть себя. Мечтаю вообще никогда не есть. Также несколько месяцев назад начала наблюдать за собой странность, что если у меня намочена одна рука или одна рука в креме, то у меня возникает паническое желание также намочить (намазать) вторую руку. Не знаю важно ли это, просто раньше такого не было. Заранее благодарю Вас за ответ.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Анастасия! Вы описываете механизм навязчивости, (окр, навязчивые мысли), эти мысли говорят о том, что Вы уязвимы, что внутри Вас повышенный уровень тревоги, страх. Сейчас Вы пытаетесь своими мыслями вернуть себе контроль, этот механизм навязчивых мыслей закрепился уже давно. Нужно понять, как он сформировался. Часто этот механизм формируется ещё в детстве, когда ребёнок не может чувствовать себя в безопасности, когда он не чувствует себя защищенным и он пытается вернуть себе контроль и спокойствие, поэтому и придумывает для себя эти мысленные «условия» — ведь суть их одна — защита, чтобы всё было хорошо!
Для начала, стоит обратиться к врачу-психиатру(это НЕ психолог), а именно врач. Он сможет оценить Ваше состояние, провести диф.диагностику (часто бывает, что навязчивые мысли выступают в структуре других состояний), сможет при необходимости назначить лечение!
Также, Вы сталкиваетесь с проблемой нарушения пищевого поведения, а ведь она напрямую связано с Вашими чувствами, с тем, что происходит в Вашей жизни, в отношениях.
Проблема нарушения пищевого поведения не в том, что Вы едите и как — это вопрос того, что внутри человека нет чувства безопасности, что нарушено чувство контроля, чувство защищенности, чувство доверия. Т.е. в основе этого поведения есть или подавление чувств, отвержение себя, заниженная самооценка, отвержение себя, страхи и комплексы — все это может находится внутри человека на неосознаваемом действии, когда пищевые действия происходят «автоматически», неосознаваемо — это привычное поведение.
В работе с коррекцией нарушения пищевого поведения — важно начать исследовать себя — выявить механизмы этого пищевого поведения, развивать саморефлексию, работать с уверенностью в себе, со своими страхами, комплексами, убеждениями, установками, самоотношением, самооценкой, вырабатывать новое поведение, работать с чувством безопасности, доверия, контроля. Это сложный и тяжелый путь к самой себе, но всё возможно!
Нужно разобраться — что происходит именно с Вами, начать исследовать ситуации, Ваши чувства, Ваши механизмы, Ваши установки и убеждения, работать с границами и др. найти источник, который привел к этому поведению, проработать именно сам источник, а не «симптомы».