спрашивает: Надежда (Москва)
Не знаю что делать. Пару недель назад начала чувствовать что муж как то не так себя ведет. Что то недоговаривает, раздражителен, задерживается на непонятных встречах на работе. Стала нервничать из за этого, стала следить за ним, втайне проверять его телефон. Три дня назад таки нашла в его телефоне переписку с одной дамочкой с его работы. Там все как в фильме, встречи, смайлики, договоренности о встречах. Ему ничего еще не сказал. Нахожусь в стрессе. У нас последний год отношения не очень, наверное из за меня. Мне 34 года и я все ищу себя, стала конфликтной, секс стал редким.
Не понимаю что теперь делать. Хочу сохранить семью, боюсь его потерять. Думаю только от этом. Помогите.

Ответы и советы психологов
Психолог
Надежда, здравствуйте!
Если Вы осознаёте, что в супружеских отношениях есть проблемы и видите, что Вы и сами очень изменились, то есть смысл поработать над отношениями с семейным психологом.
Измена мужа, это случившийся факт, но чтобы это пережить и восстановить разрушенное доверие, понадобится время.
Только вдвоём с мужем вы сможете преодолеть кризис в отношениях. Это процесс двусторонний, требующий вовлечённости обоих супругов.
Сможете ли вы с мужем найти нужные слова, чтобы понять друг друга, поддержать и выстроить тёплые и доверительные отношения.
Потенциал к сохранению семьи есть всегда, важно найти эти скрытые возможности.
Если Вам понадобится помощь психолога, обращайтесь.
Психолог
Здравствуйте, Надежда! Вы сказали ему о том, что знаете о том, что у него есть на стороне отношения?
Вопрос — что дальше? Чего он ждет? Как он видит существование отношений дальше? как их строить, что он испытывает, какие отношения с Вами видит дальше.
Измена — это кризис для обоих партнёров и переживать его важно вместе, готов ли он разделить боль измены с Вами, столкнуться с тем, что его измена причинила боль Вам и помочь Вам отпустить эту боль, вернуть доверие?
НО — и Вам тоже нужно обо всем подумать — как Вы видите отношения дальше, после измены? можете ли принять и простить измену? хотите ли Вы сохранить отношения? Сохранить отношения и выстраивать доверие между собой — это разные вещи. Что именно ОН хочет сохранить — видимость отношений или отношения внутри между вами?
Поверьте, Вам никто не может сказать можно ли простить измену и нужно ли — зависит от Вас — Вы можете простить? И зачем?
Со стороны мужчины более зрелая позиция была бы в том, чтобы сесть с Вами и сказать, что ему не хватает в отношениях, объяснить конкретно чего он ждет от Вас и сказать, что если что-то не будет меняться между Вами, то это приведет к тому, что Вы будете отдаляться и тогда отношения закончатся и начать работать над отношениями вместе, верно? НО, он принял другое решение, ЗА Вас — а готовы ли Вы были к тому, чтобы решение проблем в отношениях было именно таким, как его измена и общение с другой? а готовы ли Вы были принимать мужчину, если он решает так? НЕТ.
Вас и пугает то, что мужчина не способен взять на себя ответственность, действовать. Вы не уверены, что доверие может вернуться, что может изменить мужчина, ведь его внутренние ценности и установки позволили ему измену и отношения на стороне и есть страх, а не повторится ли это снова?
Сначала обратитесь к себе — Вы готовы простить измену? Как видите отношения дальше? И помните — простить измену и пережить это время предстоит не только Вам, но и ему тоже — готов ли к этому и мужчина?
Сейчас и Вам и мужчине нужно принять решение, Вы можете дать время ему и себе, чтобы определиться с тем, как Вам быть дальше.
Психолог
Добрый вечер, Надежда!
Для Вас это измена? Многие пары сталкиваются с изменой, кто-то готов работать над отношениями, а кто-то нет, для кого-то измена не простительна. Каждый человек по-разному относится к измене, для кого-то физическая измена не значит ничего, потому что человек эмоционально не предал Вас, а для кого-то флирт уже считается изменой.
Вы столкнулись с изменой, но что Вы хотите? Пережить измену, простить мужа и жить дальше? Или хотите работать над отношениями? Или Вы хотите подать на развод? Что Вы хотите с этим сделать? Вы готовы дальше сохранить отношения? Если муж пообещает исправиться, Вы согласны помириться? Если он еще раз поступит с Вами также и пообещает исправиться еще раз, Вы согласитесь на сохранение отношений? Важно проанализировать и решить для себя, что Вы хотите, а что Вы точно не хотите в отношениях.
Вам нужно дать себе и мужу время подумать обо всем, проанализировать все то, что между Вами произошло, а уже после поговорить друг с другом. Если Вы оба хотите отношений, то нужно работать над ними, решить те недопонимания, которые у Вас возникали, иначе Вы рискуете вернуться к ссорам.
Мне 34 года и я все ищу себя, стала конфликтной, секс стал редким.
Также важно разобраться в этом вопросе. Найти себя. Понять причину конфликта. Наладить отношения.
Вы одна не отвечаете за отношения, Вы одна не строите отношения, отношения строят оба. Важно научиться слушать и слышать друг друга.
Попробуйте при разговоре использовать с мужем метод «Я-сообщение», где Вы будете говорить от первого лица о своих переживаниях по поводу того, что Вас расстроило, а не делать суждений о нем самом. Например: «Я беспокоюсь, когда ты не приходишь вовремя» (вместо: «Почему ты опять опоздал?»). Не всегда получается найти подходящие слова, т.к. нам привычнее обвинить другого, предъявить претензии человеку, сказать о его чувствах в формате «Ты-сообщение», а необходимо начать с себя, говорить о своих чувствах. Если партнер услышит Вас, он изменится, либо Вы найдете компромисс. Заставить что-то делать человека нельзя, если он сам этого не захочет.
Не лишним будет обратиться к семейному психологу вместе с мужем и работать над отношениями, важно, сблизиться опять, научиться слушать и слышать друг друга, создавать романтику в отношениях, заново ходить на свидания, найти общее дело или хобби, которое будет Вас сближать и т.д. Все зависит от Вас обоих.
Взрослые люди говорят друг с другом, ищут компромисс, учатся слушать и слышать друг друга, не манипулируют друг другом.
Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психолог
Добрый день!
Надежда,если вы понимаете что проблема  может быть  связана с вами:
Нахожусь в стрессе. У нас последний год отношения не очень, наверное из за меня. Мне 34 года и я все ищу себя, стала конфликтной, секс стал редким. Не понимаю что теперь делать. Хочу сохранить семью, боюсь его потерять.
то как это принято в медицине "лечить надо причину а не последствия". И - я могу вам помочь - и разобраться в себе, и попытаться сохранить отношения с мужем если это ещё вообще возможно. Лучше не затягивайте, приходите на консультацию, поговорим с вами обо всём более подробно.
Не дайте обстоятельствам разрушить ваши отношения и вашу жизнь просто пассивно наблюдая со стороны за этой катастрофой.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт