спрашивает: Наталья (Москва)
С мужем сложные отношения. Давно недопонимания. Знакомы 4 года, 2,5 из них женаты. Живем с его мамой.
Я июня я думала уже, что всё, я не хочу так жить, я хочу развода. По сути у нас нет семьи: я с ребёнком дома, он на работе или с друзьями. Денег даёт мало. Проблемы друзей всегда у него на 1 месте, а мы с дочкой где-то на 35 месте в списке важных вещей. Вместе время вообще не проводим.
Недавно объявила о своём решении. Съехала. Прошла неделя, теперь как-то грустно и хочется все исправить. Предложить к психологу походить, тк мы по сути друг с другом не разговариваем даже, не обсуждаем проблемы. Мы не умеем брать ответственность за свои жизни.
Сейчас как-то не уверена в своём решении, честно говоря. То ли мне его жалко, то ли какая-то Вера в то, что можно все исправить. Вопрос, нужно ли ему только это?
И вообще, стоит после того, как я со всеми вещами уехала предлагать мужу не торопиться и обратиться к психологу? Выждать время? Или не получится исправить все у нас?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Наталья!
Сколько лет Вашему ребенку? Как проходит Ваш повседневный день?
Я июня я думала уже,
А почему именно с июня? Что произошло у Вас в отношениях в июне?
Важно понимать, по какой причине у Вас недопонимания в отношениях с мужем. Вы говорили мужу, что Вам не хватает его внимания? Как именно Вы хотите жить с мужем? Что лично Вы хотите? А что хочет муж? Вы разговаривали об этом? Нужно поговорить об этом и найти общее решение.
Вы можете предложить мужу обратиться к семейному психологу и работать над отношениями вместе. Все зависит от Вас двоих.
В каждых отношениях бывают ссоры, недопонимания, ведь нет идеальных и настолько похожих людей, чтобы каждый полностью понимал друг друга, да, есть недопонимания, но их можно и нужно решать, если Вы оба хотите быть вместе. Если Вы будете молчать, то ссора не решится, Вам нужно поговорить друг с другом и решить те недопонимания, которые возникли между Вами.
Если Вы оба хотите отношений, то нужно работать над ними, решить те недопонимания, которые у Вас возникали, иначе Вы рискуете вернуться к ссорам. Вы одна не отвечаете за отношения, Вы одна не строите отношения, отношения строят оба. Важно научиться слушать и слышать друг друга.
Попробуйте при разговоре использовать с мужем метод «Я-сообщение», где Вы будете говорить от первого лица о своих переживаниях по поводу того, что Вас расстроило, а не делать суждений о нем самом. Например: «Я беспокоюсь, когда ты не приходишь вовремя» (вместо: «Почему ты опять опоздал?»). Не всегда получается найти подходящие слова, т.к. нам привычнее обвинить другого, предъявить претензии человеку, сказать о его чувствах в формате «Ты-сообщение», а необходимо начать с себя, говорить о своих чувствах. Если партнер услышит Вас, он изменится, либо Вы найдете компромисс. Заставить что-то делать человека нельзя, если он сам этого не захочет.
Вы одна не построите отношения с ним, нужно решать проблемы, недопонимания в отношения, как взрослые люди, без обид и обвинений, как дети. А взрослые люди говорят друг с другом, ищут компромисс, учатся слушать и слышать друг друга, не манипулируют друг другом.
Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Психолог
Здравствуйте, Наталья! Вы хотели бы сделать всё, чтобы сохранить семью, в Вас есть надежда, что может быть ещё всё может получиться. Вы осознаете, что для этого необходимо работать и Вам и ему, предлагаете вариант - начат работать с психологом, чтобы разобраться в том, возможно ли выстроить здоровые и взрослые отношения между Вами. Если муж согласиться, то можете начать работать с психологом, увидите, что будет происходить и что будет меняться и будет ли...
Психолог
Добрый день Наталья!
Когда ко мне обращаются в подобной ситуации я предлагаю достаточно очевидные для меня как  специалиста шаги.  Во-первых предложить мужу сходить вместе к психологу. Ведь в любом случае у вас есть "нечто" по поводу кого вам в любом случае придётся взаимодействовать. И возможность проговорить у психолога  взаимные претензии и может быть подумать как их можно было бы разрешить,  а если это невозможно то как вам наиболее мягко, "экологично" разойтись - в первую очередь для ребёнка но в том числе и для вас обоих.
Если хотите - поговорите с мужем, покажите ему этот ответ и предложите сходить вместе на консультацию.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт