спрашивает: Алиса (Москва)
Здравствуйте! Проблема в следующем: моему сыну 6 лет. Выпускной год в саду. Когда ему было года 3, он заболел и засыпал только рядом со мной. Конечно, чтобы и самой высыпаться, мы спали вместе. Потом были такие обстоятельства, что не было возможности отучить ребенка от совместного сна. Однако с недавних пор и возможность есть, да и необходимость появилась, вот только желания у сына нет. Как происходит процесс укладывания. Мы ложимся вместе, а когда он засыпает, я тихонько ухожу в другую комнату. Но ночью он просыпается и идет за мной. Процесс повторяется. Таких пробуждений за ночь может быть одно, а может и 3, и 4, но будет обязательно. Я пыталась выяснить причину нежелания спать одному, объяснить, что так должно быть и это нормально, что он уже большой. У сына наворачиваются слёзы. Сначала говорит, что одному страшно, а потом, что просто хочет спать со мной. Я не знаю, как себя вести в этой ситуации, какие слова подобрать, чтобы не сделать хуже и не спровоцировать истерику с последующей бессонницей. Может уже пора к неврологу обращаться? Заранее спасибо за профессиональный совет.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Алиса! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их сыну.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
При последовательной и спокойной реакции родителей, проблемное поведение не закрепляется, как средство манипуляции ребёнком эмоциями родителей. Но, если он начинает отмечать, что родители теряются, чувствуют себя неуверенно, когда ребёнок так себя ведет, то он начинает запоминать это поведение и поэтому оно может сохраняться дальше. Так получается, что ребёнок в это время становится сильнее родителей, а родители более бессильны.
Вы можете отследить ситуации, когда ребёнок так себя ведет, свои реакции на них и проследить закрепляется ли у ребёнка это поведение. Если, чувствуете, что для Вас это ситуация тревожна, что у Вас нет сил справиться, что не знаете, что делать и как корректировать поведение ребёнка, тогда Вы можете вместе с психологом разобраться в том, что происходит между Вами и ребёнком и наметить путь коррекции.