спрашивает: Ольга Пескова (Москва)
Добрый день! Ребёнок 12 лет, мальчик. Приехали в гости к друзьям. У друзей девочка 12 лет. Знают друг друга очень давно. Всякое было между ними, ссорились всегда. Но вчера произошло ужасное. Мой сын ударил девочку. Точнее они подрались. Девочка пришла с разбитой губой. Это ужасно. Конечно мама девочки накинулась с упреками в адрес моего сына. И она в какой-то мере права. Но я знаю что мой сын просто так не ударит. Значит его довели так что он отстаивал себя. Дети гуляли в дачном посёлке с подругами девочки. И как сказал мой сын, девочки сами начали говорить гадости. Мой сын им тоже стал говорить гадости. И наверное даже очень плохие. Девочки ещё больше стали его дразнить. И он ударил. Я не знаю как себя вести с ребёнком. И как теперь быть с родителями девочки. Ведь мы взрослые люди дружим уже больше 10 лет. Ситуация неприятная. Но меня больше всего волнует реакция моего сына. Агрессия на девочку. Это не позволительно. Как поговорить с ним?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ольга! Сын вступает в подростковый возраст - если когда дети ещё маленькие, то проявление агрессии могут быть не столь осуждаемы родителями, так как дети ещё не могут управлять своими эмоциями и аффектами, но, когда вырастают, то это проявление агрессии будет уже осуждаемо. Вы сейчас сталкиваетесь с тем, что ребёнок может испытывать боль, обиду, гнев, НО, он не может управлять своими чувствами и эмоциями и Вы сами растеряны, так как не знаете как ему помочь. Обратитесь вместе с ним к психологу, чтобы психолог смог помочь сыну научиться понимать своё состояние, эмоции и учиться ими управлять и выражать.
Психолог
Но меня больше всего волнует реакция моего сына. Агрессия на девочку. Это не позволительно. Как поговорить с ним?
Вам непременно надо поговорить с сыном и строго-настрого обяснить ему, что ни при каких обстоятельствах нельзя бить девочек. Первым.
А всё остальное - на самом деле очень неоднозначно. Вот если на мужчину бежит женщина-воин вражеской армии с автоматом наперевес - как ему действовать?
Дело в том что через "прямой необъясяемый запрет" можно настолько переломать и травмировать своего ребёнка что он всю своб оставшуюся жизнь будет мучится в роли подкаблучника который "мужик должен".
Я бы предложил поводить его какое-то время (несколько месяцев хотя бы) в психотерапию.  Как минмум  - научиться разбиратся в своих собственных чувствах и выражать их приемлемым образом и в адекватном конкретной ситуации количестве.
Если у ребёнка или подростка не получается с каким-то предметом - то он ходит к дополнительному репетитору - и в рамках регулярных встреч разбирают задачки и примеры. Точно так же когда у человека что-то не получается в отношениях, или - разобраться в самом себе - то он начинает ходить ко мне. Только в отличие от репетитора-предметника я готовлю "к самому главному экзамену" - к жизни.
Первая встреча в совместном формате с кем-то из родителей, далее работа идёт уже с подростком один на один - и я не пересказываю родителям то, что мы обсуждаем на встречах (сам подросток при желании конечно же может рассказывать родителям).
Удачи вам!
З.Ы. Надеюсь что вы понимаете что я совершенно НЕ агитирую "бить девочек", речь о другом.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт