спрашивает: Валентина (Москва)
Что делать, если муж всегда делает меня виноватой во всем. Если у него плохое настроение, то сделает так, чтобы сорваться на других – на мне или на детях. Забыл помыть машину – винит меня, что я не напомнила. Я не люблю конфликты, но чувствую что у меня начинает меняться у нему отношение, он просто начинает меня раздражать. Научите и проконсультируйте как изменить этот кошмар. Я раз в полгода взрываюсь, боюсь что в один момент просто наговорю того, что поставит точку на наших семейных отношениях. Мне 36, ему 39, двое детей 8 и 10 лет мальчики. Оба зарабатываем, оба с характером, но у меня характер лучше объективнее.

Ответы и советы психологов
Психолог
Валентина, здравствуйте
"Женщина с характером" - не лучшая женская модель поведения. Если при этом она еще и живет в одном доме с гендерно нормальным мужчиной, при осутствии регулярной работы над отношениями это уже грозит проблемами. Если мужчина тоже с характером, можем считать, что здание подготовлено к сносу путем взрыва, так что ваш прогноз довольно точен.
Что делать? Или менять модель поведения и роль. Или оставаться в своей роли, но искать то, чем вы его доводите до описанного состояния и постоянно отслеживать подобные моменты, вовремя их останавливать, а при невозможности -  искать пути последующего исправления ситуации. Выяснять у партнера, видит ли он ситуацию проблемной и хочет ли, в свою очередь, внести свой вклад в налаживание отношений.
Другими словами, есть несколько путей работы. При необходимости помощи, обращайтесь.
Психолог
Здравствуйте, Валентина! Таким образом, муж перекладывает на Вас ответственность за свои чувства и действия. Но, Вам важно научиться проводить границы между собой и мужем и научиться не брать на себя то, что он хочет переложить на Вас. Стоит более прицельно проанализировать те ситуации, когда муж начинает винить Вас, как Вы реагируете, чтобы изменить свое восприятие и реагирование.
Психолог, семейный психолог
Валентина, здравствуйте!
Полагаю, что в Ваших отношениях много хороших моментов и с мужем есть общие цели и ценности, однако, такая его особенность очень сильно портит Ваше отношение к нему, кроме того, если Вы долго терпите его придирки, в какой-то момент терпение заканчивается, о чем Вы и написали. Что же делать? Искать способы другой реакции на поведения мужа, так чтобы Вы не терпели , а затем не срывались.
Можете записаться на консультацию, будем работать с Вашим запросам.
С уважением,
Елена
Психолог
Добрый вечер, Валентина!
А Вы сами считаете себя виноватой? Как Вы себя ведете в тот момент, когда он Вас обвиняет? Вы говорили ему о том, что Вас не устраивает? Муж перекладывает на Вас ответственность, да, он забыл, все могут забыть помыть машину, но это не значит, что Вы виноваты о том, что Вы не напомнили, он взрослый человек и сам может планировать свой день.
Научите и проконсультируйте как изменить этот кошмар.
А муж хочет что-то менять? Или изменить хотите только Вы?
Если хотите разобраться в Ваших переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу ситуацию.
Психолог
Работа в психотерапии, регулярные встречи с психологом могут помочь вам укрепить ваши психологические границы, помочь защищать себя от таких нападок и не попадать в постоянную позицию "терпилы" в которую вас закидывает  муж.
К слову сказать "стрелы обвинений" чаще всего попадают в людей кто склонен в силу родительского воспитания  испытывать чувства вины и стыда. Почитайте у меня на сайте небольшую статью по этому поводу:
Внутренний ребёнок и методы воспитания: гнев, печаль, чувство вины и прощение
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь. Звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы, не доводите ситуацию  до краха когда уже сложно будет что-либо исправить.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт