спрашивает: Алиса (Санкт-Петербург)
Добрый день, я сейчас завершаю процесс морального отделения от мамы в мои 35 лет, есть своя семья - муж и двое детей, - живём отдельно от родителей.
Воспитана на советских принципах все лучшее детям и мама всегда права, авторитарная мама везёт на себе все и принимает все решения, мама посвящена быту и работе а не ребенку. Я с одной стороны получала лучшее, хотя и не видела родительских лишений, а с другой до самой свадьбы не была приучена к труду и заботе о ком-то. Много и постоянно критикована в детстве, комплекс отличницы.
В последнее время звонила маме раз в день по пять минут из чувства долга, ведь я была для нее всем и резко отделилась, уйдя в свою семью, она считает меня неблагодарной дочерью и плохой матерью, находя моменты, когда я срываюсь на детей из-за плохого самочувствия или других причин.
Сейчас я поставлена перед фактом разрыва отношений с мамой даже в плане звонков. Жить можно, но не приятно, пустота и чувство недолюбленности из детства. Она печется за внуков больше чем за меня, и рьяно выискивает мои огрехи, словно показывая, что из нее бы вышла лучшая мать для моих детей.
Я закрывала уже несколько лет от мамы свою сферу воспитания моих детей, объяснила ей в деталях, какие ошибки воспитания ею совершены по отношению ко мне и иду по своему пути. Мне невыносимо приезжать на лето в ее дом, так как это ведёт к ссорам и испорченному отдыху. Она считает оскорбительной мою сепарацию, считает, что я их с отцом "сепарировала в утиль", выжав все из них как неблагодарная дочь. Она хочет, чтобы я соглашалась с ней во всем, как раньше до выхода замуж. Ей не нравится в разговорах осторожность, чтобы не вызвать мое раздражение. У нас разные взгляды, непримиримые. И нет желания принимать друг друга. Мне иной раз нужно ее принятие, поддержка, а каждый такой момент встречает отторжение, название моих действий чудовищными, никакой жалости и сочувствия. После этого не хочется ничем делиться, я и сама справляюсь со всеми своими вопросами.
Запрос к психологу: мне важно не быть в ее глазах неблагодарной дочерью. Я была ее всем, но сейчас она вынуждена переключаться на свою жизнь с папой и собакой. Не считаю правильным жить не для себя, а для кого-то, так как это неминуемо приведет к выставлению счета. Стараюсь давать себе счастье в жизни в виде хобби и ведению дел с детьми, не работаю.
Ее советы мне не то, что не нужны, а противопоказаны, так как расшатывают мои устои и веру в себя. А ей принципиально добиться моего слепого послушания и принятия ее советов. Ей важно видеть внуков. Она попрекает тем, что в будущем мои дети меня так же кинут со внуками, отлучат.
С ролью матери я уж сама разберусь - хоть и не идеально, но справляюсь и даю детям любовь и поддержку, решаю проблемы.
Просто отпустить ситуацию и жить своей жизнью? Позволить ей испытывать свои чувства и делать свои выводы обо мне? Дать всем время на раздумья и не общаться с ней? Во время моего бунта сепарации запоздалой я начистоту много всего высказала родителям, они считают что я убила их словами. Из памяти почему-то вылетело хорошее, что было, сейчас вспоминается оно, но обиды сильнее. Как быть с этой виной?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Алиса! СТоит переформулировать запрос - Вам важно разрешить маме видеть Вас такой, какой она может и хочет Вас видеть!
Дело в том, что Вы не можете изменить маму, но Вы можете провести границы между собой и ею в своей жизни, выстроить ту дистанцию, которая Вам будет комфортна. Вы пытаетесь заслужить её любовь и принятие, но этого нет и Вы боитесь в это поверить.
Но — причина на самом деле в том, что Вы позволяете ей быть так близко и причинять Вам боль и боитесь её отделить! Потому что боитесь, что на самом деле к Вам холодны, что мама способна манипулировать.
Дело в том, что маму Вы не измените и это Вам нужно принять!
С её стороны к Вам нет чувства уважения, есть попытка добиться того, чтобы Вы соответствовали её образцу. А Вы боритесь, хотите получить от неё разрешение быть собой, терпите, принимаете такое отношение к себе, чтобы заслужить любовь. И да, если Вы выйдете из этих дисфункциональных отношений, то между Вами и ею будут напряженные отношения.
Она не будет думать о Вашей жизни, о Вашем будущем, о Ваших интересах и потребностях, так как её потребности, жизнь и интересы Выше. Вы не получите от неё разрешения жить своей жизнью, не получите от неё уважения и любви.
Даже если будете продолжать дальше подчиняться, не заслужите любви и уважения, а только дальше будете раздражаться на неё, но при этом Вы сами будете держать себя в этом капкане.
Внутри Вас есть потребность в принятии, в защите, в любви, в уважении, в безопасности, но они фрустрированы, так как мама дать Вам этого не может. Но, Вы выросли и теперь только Вы сами можете - или следовать сценарию мамы и брать на себя роль этого буфера или не брать, разрешая маме быть недовольной. Тем самым Вы выйдите из этого сценария и этой дисфункции.
И разрешите ей видеть Вас такой, какой она хочет Вас видеть! Освободите себя от её взгляда!
Психолог
Здравствуйте,Алиса.Хороший вопрос.Действительно,Вас преследует чувство ложной вины за сепарацию от родителей.Вас приучили уступать и растворяться.Жить в своем теле,но с чужими мыслями.В итоге,Вас отлучили от себя,посредством махрового чувства невротической ложной вины за свою ложную плохость.Родители до сих пор манипулируют,а Вы бьетесь за истину.Поэтому,сильно поистратились.Есть простое правило-ОТНОШЕНИЯ ДОРОЖЕ ИСТИНЫ.Пусть они считают себя идеальными,а Вас плохой.Сохраняем отношения и помним второе правило-КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА СВОЕ МНЕНИЕ,А МОЕ МНЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЕ.Если бы Вы об этом знали и соблюдали,то жили бы себе спокойно,не обращая внимания на увещевания родителей и не поддались бы втягиванию себя в плотную паутину их манипуляций с Вашей отдельной личностью.Вы везде правы,но нигде не довели свою не зависимость до жирной точки.Теперь,когда мотивация сильна,можно округлить жирную точку и стать сепарированной.Да,они обидятся,но сгоряча,и долго в засаде не продержатся,выйдут на открытое место для переговоров.И тогда Вы скажете,что любите их,но Ваши принципы себе дороже.И внуки будут доступны полностью в случае перемирия и уважения Ваших границ.Вы не убили их словами-это их очередная манипуляция в битве за их истину.Начните с чистого листа-оцените себя драгоценной и самой -самой и защищайте смелее свои границы от симбиотического вторжения,называемого ими любовью.Если не сможете справиться-эффективна личная терапия за право восстановить свою ценность и решать любые вопросы с высоты этой ценности.Тогда Вас невозможно будет обидеть.При этом,в итоге,все будут довольны судьбой.Обращайтесь,если захотите существенных изменений в балансе сил.
Психолог
Здравствуйте, Алиса.
Судя по вашему тексту, процесс отделения вы еще не завершаете. Скорее только начинаете, и столкнулись с типичными трудностями этого процесса. Тут много всего свалено в кучу, конечно.
Запрос к психологу вам предстоит скорректировать, и, прежде всего, обратить внимание на себя: кем вы в своих глазах предстаете перед мамой. И на этом уже строить работу по приведению себя в норму.
Просто отпустить ситуацию вы не сможете. Все это нагромождение вас не пустит просто так. А начать стоит с того, чтобы убрать обиды, которые в вас еще остались, и чувство вины. С этим вам только в терапию. Никакая прочитанная рекомендация, увы, не поможет.