спрашивает: Яна (Москва)
Здравствуйте. Были в кафе с сыном и его другом и мамой друга. Мой ребенок спрятал шапку (почти 7 лет) и молчал ходил,видя как мы взрослые люди ходили в недоумении куда она могла деться,и в помойку заглядывали ,все обыскали,а сын стоял говорил что не знает где она,помогал искать.только потом уже сознался,когда я его раз десять спросила.говорит хотел пошутить над другом.знакомая мне высказала:типо это ненормально,надо его наказать и ТД итп.как вы думаете стоит наказывать за это и как?мне неприятно что он так себя повел,и то что знакомая высказала.но сижу и думаю может конечно она права.с мужем посоветовались,наказали сына (за то, что он видя ,как 2 взрослых человека, ищут шапку, стоит молчит) покупкой игрушкой(не покупаем ее).Сначала я восприняла это очень остро(типо он ненормальный психически она имеет ввиду,ну естественно что начала учить что я должна делать -наказать его),но придя домой подумала ,что она имела ввиду поведение ненормальным и что так себя вести и правда не хорошо.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Яна! В чем сомвневаетесь Вы?  Вы уже наказали сына - НО - ведь дело ведь и не в этом на самом деле. Сын не знает четких границ, поэтому и позникла эта ситуация.
Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их сыну.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
При последовательной и спокойной реакции родителей, проблемное поведение не закрепляется, как средство манипуляции ребёнком эмоциями родителей. Но, если он начинает отмечать, что родители теряются, чувствуют себя неуверенно, когда ребёнок так себя ведет, то он начинает запоминать это поведение и поэтому оно может сохраняться дальше. Так получается, что ребёнок в это время становится сильнее родителей, а родители более бессильны.
Вы можете отследить ситуации, когда ребёнок так себя ведет, свои реакции на них и проследить закрепляется ли у ребёнка это поведение. Если, чувствуете, что для Вас это ситуация тревожна, что у Вас нет сил справиться, что не знаете, что делать и как корректировать поведение ребёнка, тогда Вы можете вместе с психологом разобраться в том, что происходит между Вами и ребёнком и наметить путь коррекции.
Психолог
Яна, ваше (именно ВАШЕ, родителей, а не со стороны других людей) "наказание" должно в  первую очередь нести в себе цель "показать" (как можно и как нельзя и объяснить почему), а не "отыграть на ребёнке свои чувства за то что вам пришлось краснеть перед друзьями".
Я вам дал "главный ключик" и надеюсь что вы хорошие понимающие родители и дальнейший алгоритм действий вы продумаете уже самостоятельно
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт