спрашивает: Дарья (Самара)
Что мне делать со своей жизнью? Я не чувствую себя счастливой и не знаю, как это исправить. Хочу не чувствовать себя бесполезной и не обращать внимание на комментарии людей не зависеть от чужого мнения особенного своих родных.
У меня проблемы с взаимоотношениями с семьёй. Я будто в болоте, в котором увязаю всё больше и больше. Часто чувствую себя нахлебником... По отношению к семье, так и по отношению друзей хотя они часто говорят, что всё хорошо, но я не могу перестать переживать об этом. Так же были первые отношения и закончились они не очень хорошо теперь я чувствую себя виновной.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Дарья! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Дарья, здравствуйте
Проблема человека не в обстоятельствах, а в тех переживаниях, которые он испытавает по отношению к ним. В вашей ситуации вам сообщают, что ситуация, складывающаяся вокруг вас вполне нормальна, все в порядке. Если у вас нет серьезных медицинских диагнозов, проблемой являются лишь ваши эмоции. Похоже, что одно только их устранение сильно изменит вашу жизнь в положительную сторону. Сделав это вы, как минимум, разгоните тараканов и станете другим человеком, что само по себе безумно  интересно, у вас начнется другая жизнь.
Психолог
Здравствуйте,Дарья.Вам мешают не укомплектованные вопросы с самооценкой,формирующейся в ранние годы жизни.Ваши затрудения могут решаться эффективно в личной разговорной терпии,например,с психоаналитиком,постепенно,в течение некоторого времени,от полугода совместной работы.