спрашивает: Ксения (Казань)
Добрый день, очень любила петь всю жизнь, часто выступала на сценах в юности и постоянно трусила за кулисами, что забуду текст. Иногда забывала, иногда смотрелась ничего.. Апофеозом, выбившим меня из увлечения, стало выступление на конкурсе талантов, когда я вообще не попала в ритм, при этом спела отлично.. На корпоративах во взрослой жизни без конкурсной подоплеки выступала уже без ошибок, мне нравилось больше, как я держалась. Также есть страх публичных выступлений с докладом или экскурсией, либо вызубриваю назубок, либо стараюсь отвертеться от задачи. Разумеется, боюсь вопросов...Непонятная мне особенность: избегаю зрительного контакта с людьми, рассказываю окну или стене))
О себе: детство с авторитарной, но тревожной и не уверенной в себе мамой. Она поддерживала мое пение, но говорила, что манера петь ей не нравится, что выступать публично таким как мы впечатлительным не дано, лучше себя не мучить.
Запрос: можно ли перешагнуть страх сцены и трибуны или это и правда не мой вид деятельности?

Ответы и советы психологов
Психолог
Ксения, здравствуйте
Уход от зрительного контакта может быть биологическим фактором, в этом случае просто так избавиться от него не получится, поможет только тренировка навыка в способности сотрудничать с собственным мозгом.
Стах выступлений перед публикой скорее всего легко обрабатывается, на это указывают детали детского периода личной истории.
Перешагивать ничего не надо, намного лучшей опцией будет устранение этой реакции. Сделать можно в несколько сессий, на сцене будете чувствовать себя как в компании близких друзей.
При желании внести изменения в свою жизнь, обращайтесь с вопросами в личные сообщения или звоните напрямую, обсудим детали и при необходимости договоримся о сотрудничестве.
Психолог
Здравствуйте, Ксения! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!