спрашивает: Кристина (Москва)
Здравствуйте! Мне 29 лет. Я не могу найти себя (в профессиональном плане). Моя главная проблема заключается в том, что как только я вижу первые результаты в своей работе - она становится мне неинтересной. Вот как будто кто-то выключатель интереса щёлкает. Доходит до абсурда. Решила стать художником (и для души и для денег). Загорелась идеей страшно! Начала в январе 2021 с портретов, сейчас рисую пейзажи акварелью. Продала штук 10 работ (это отличный для меня результат) и…. Остыла. Все, как будто меня выключили. Буквально через 2-3 дня ничегонеделания (а рисовала я каждый день до этого по 4-5 часов в день) я загорелась новым - надо создавать сайты! Там ещё больше платят, и вроде как творчество. Но я на себя злюсь, ведь знаю, как только что-то получится - опять все брошу. Среди моих начинаний так же лепка из глины, вязание… Все валяется в столе. Не могу уже((( Очень хочется стать профессионалом хоть в чём-то. С чем это может быть связано, куда копать? Спасибо.

Ответы и советы психологов
Психолог
Кристина, здравствуйте
С одной стороны, ваша логика имеет верное направление, эти же идеи несет японское понятие икигай. Увы, при всей своей элегантности и информативности, ни рациональная логика, ни икигай не решают одну проблему (так же упускаемую, например, коучами и тренерами личностного роста). Сформулировать ее можно так: "Что делать-то я знаю - я сделать не могу". В качестве симптомов выступают отсутствие интереса, желания или внутреннее сопротивление, доходящее до отторжения мыслей о деятельности или до физически ощущаемых неприятных переживаний.
Теперь ответ вопросы что делать и куда копать. Любой симптом обусловлен целым каскадом причин, опирающихся одна на другую. Нам нужна как можно более глубокая. Проблема в том, что  сознанию (не каждого индивида) доступен максимум один слой комплекса проблемы, это понимание того, чем в действительности эта проблема является. Остальные причины для сознательной части психики недоступны и об их существовании вы скорее всего не подозреваете. Остается понять, как попасть за границу осознания, как обнаружить целевые объекты, можно ли что-то с ними сделать, и если да, то как это осуществить. Ответы на все эти вопросы, как и решение вашей проблемы, вы можете получить в рамках индивидуального консультирования.
Судя по сообщению, вы сочетаете в себе творца с практиком, что потенциально открывает перед вами множество путей. Область, в которую вы хотели бы пойти действительно безумно интересна (есть личный опыт и инженерной разработки (ПО под железо, драйвера), и вебмастерский (серверный скрипт и базы данных)). При этом вы можете двинуться как по технологической инженерной ветви, так и (!) по креативной артистической (дизайнер с инженерным инструментарием ценен сразу двумя специальностями), в любом случае находясь на одном из фронтов сегодняшней технологии. Если вам придет в голову дать своему таланту шанс взлететь, обращайтесь в личные сообщения или напрямую по телефону.
Психолог
Кристина, начните (например) создавать сайты (хорошая идея) - но не "просто  так" -  а чтобы "зарабатывать деньги на оплачивание психотерапии". И в рамках стабильной  психотерапевтической  поддержки я могу помочь вм научаться и научиться находить  жизненную стабильность, в том числе и в ваших интересах - и не  только.
Я помогу вам - не то чтобы "стать  профессионалом" - но - "вырасти психологически", как личность, чтобы вы могли искать свой путь в жизни и достигать тех целей которые вы перед собой  ставите, у меня в такой работе достаточно  большой опыт.
Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Кристина! Такое бывает, когда человек не может внутри себя обрести опору, когда не чувствует себя на своём пути, на своей дороге, ему трудно остановиться. Ведь, чтобы остановиться и заниматься делом, важно преодолевать сложности, учиться мотивировать себя, поддерживать себя, справляться с задачами, а это трудно.
Ведь если соотнести с позициями, то именно Ребёнку сложно удерживать свой интерес, именно он пасует перед сложностями, боится их, не верит в свои силы, его интерес гаснет, когда возникают проблемы, потому что он не смог научиться их преодолевать. Ему кажется, что он всё ещё успеет и найдёт то, что ему интересно и привыкает не трудиться над собой, не мотивировать себя идти по одному пути, а перескакивать, пробовать. Везде он находит причины, которые ему мешают — пропал интерес, что-то не устраивает, хочет убежать и ничего не делать и т.д. т.е. он видит вокруг себя только ограничения. Ему хочется спрятаться, убежать, не выходить из дома, чтобы не сталкиваться с.. .собой. Он смотрит вокруг и видит людей, Взрослых, которые увлечены своим делом, живут своей жизнью, у которых есть свой путь, и он не понимает, почему у него не так.
Какие Вы видите ограничения на своем пути Вы? Почему боитесь остановиться? С чем столкнетесь?
Когда ребёнок ещё маленький, то есть родители и они Стимулируют его, т.е. оказывают влияние из вне, а Взрослый человек учиться Мотивировать себя — т.е. сам ставить цели и двигаться к ним. Но, цель он должен увидеть перед собой, чтобы она была для него значимая и яркая. Когда он видит цель, он может обозначить задачи и этапы, которые ему необходимо пройти и начинать следовать.
Вы уже выросли, и никто из вне не сможет Вам дать мотивацию. Вам важно учиться мотивировать себя!
Возможно, Вы представляли своё будущее раньше, ещё не зная мира Взрослых, у Вас были только фантазии, а когда Вы стали расти, стали сталкиваться с тем, что реальность другая и что Ваши ожидания стали разбиваться. И Вы потерялись. Вы не знаете, чего теперь ожидать, на что ориентироваться. Вы уже видите жизнь иначе.
Чтобы Вы смогли разобраться в том, в какой сфере Вы сможете себя максимально реализовать, Вы можете пройти профориентационный тест, который исследует Ваши способности, личностные качества и мотивацию. Анализ результатов поможет очертить конкретные сферы.
Но, Вам важно создать для себя новые ожидания от своей жизни  и от того, чем Вы на самом деле будете заниматься, более реалистичные.
Вы взрослеете и меняетесь, Вы видите уже, с другой стороны, вещи, людей и ситуации, поэтому и меняются ожидания.
Не страшно, что то, к чему Вы шли раньше сейчас разбито. Вы можете создать новое представление!
На самом деле Нет «правильного» и «неправильного» выбора и решения. Есть опыт, который Вы можете получить, но который может Вам показать что-то о самой себе. Ваш опыт показывает Вам то, что Вы боитесь себя, свои решений, что не доверяете себе, что не чувствуете опоры под ногами, что не чувствуете себя в безопасности, что не чувствуете себя защищенной.
Поэтому Вы и испытываете этот страх и пытаетесь «перестраховаться». Но от чего? от самой себя?
Ваша неуверенность, нерешительность и страхи так и будут внутри Вас, будут преследовать Вас где бы Вы ни оказались.
Ваш страх сейчас Вас ограничивает, и Вы позволяете ему управлять своей жизнью, прятаться от себя.
Для начала Вам нужно вернуть опору, посмотреть в глаза своему страху и вернуть себе контроль над собой и над жизнью. Разрешить себе принимать те решения, которые Вы хотите и не бояться сложностей, а справляться с ними.
Но, для этого Вам предстоит и разобраться в том — почему Вы настолько не уверены в себе, почему этот страх возник в Вас.
В принятии своего решения, Вам предстоит всё взвесить и расставить по местам, расставить приоритеты. Вы меняетесь и меняется Ваша жизни, жизненные задачи, жизненные цели, жизненный путь. Вы боитесь изменений, но Вы и не можете остаться на месте.