спрашивает: Светлана (Саратов)
Изначально я взяла на себя слишком много по учебе, чтобы не думать о чем-либо другом, потому что в сентябре умерло 3 моих близких родственника. Сейчас началась сессия, а у меня совершенно не осталось сил что-либо делать, возникло даже отвращение от учебы, хотя раньше была энергия и всё нравилось. Я не умею отдыхать и сейчас не время. Стала раздражительной, появилась какая-то апатия

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Светлана! Важно понять, что скрывается у Вас ЗА этим:
-депрессия;
- подавление эмоций и чувстсв, неотреагированное горе;
- слабость воли, когда человеку сложно мотивировать себя;
- дисбаланс внутренних позиций ребёнка и взрослого - ведь по сути это конфликт между тем, что Хочу/ НЕ хочу и Надо - а это борьба между позицией ребёнка и взрослого внутри человека;
- за этим может стоять и истощение, когда человек откладывает дела, потому что у него нет больше ресурсов и он не может восстанавливаться;
- откладывание как способ психологической защиты, не хочет сталкиваться с чем-то, что вызывает какие-либо чувства (какие именно?);
- сценарное поведение (например, если подобное наблюдалось у родителей);
- страх перед позицией взрослого, страх ответственности, перед принятием решений, обязательств;
- внутренние комплексы (неуверенность в себе, низкая самооценка);
- отражение установок и убеждений, которым человек может следовать неосознанно (например, "у меня ничего не получается").
Как Вы думаете, что стоит за этим у Вас? В зависимости от этого и начинается путь работы над собой.
Психолог
Здравствуйте, Светлана! Я бы сказала, Вы все правильно написали про себя сами - Вы слишком много взвалили на себя учебы, чтобы "отвлечь" себя от горьких переживаний и выгорели. В связи с надвигающейся сессией - я бы рекомендовала Вам отдохнуть, как это только возможно. Не умеете - задуматься, что могло бы стать отдыхом. возможно, сейчас самый лучший повод начать учиться именно отдыхать. "Сейчас не время" - возможно. не отказываться от подготовки экзаменов полностью, но снизив до минимума. Есть такая теория, что перед ответственным заседанием/экзаменом/переговорами - не надо готовиться к ним, а надо дать себе наилучшим образом отдохнуть и выспаться. Это стоит первым пунктом в списке способов успешно провести эту встречу, экзамен, переговоры.
Отвращение к какому-либо делу - это аналог отвращения к еде, когда тошнит. Наверняка Вы знаете, что так бывает, когда еда несвежая или переел. И это естественный природный защитный механизм от отравления. Вы "переели" учебы. И "отравились" ею. Выход - перестать, наконец, есть.
Апатия , таким образом, логическое следствие этого.
Далее, при более глубокой работе, я бы обратила внимание на то, что в связи с потерей родственников у Вас, конечно, было много чувств, горя. Вы его "задавили", не прожив. Эти чувства никуда не делись, просто ушли "в подполье". И, вытестенные, они также продолжают "болеть" таким образом - через апатии и депрессии. С ними также рекомендую разбираться. Лучше всего в терапии, вместе со специалистом, с психологом. Удачи)))
Психолог
К сожалению, наши планы на себя не всегда совпадают с тем, как чувствует себя наш организм. Сигналы вашего тела говорят об усталости, вам нужно решить вопрос как позаботиться о себе в тех условиях, в которых вы находитесь.