спрашивает: Эля (Санкт-Петербург)
Только сегодня случился неприятный инцидент, я была на паре и слушала как две мои одногруппницы общались и меня сильно мучил тот факт, что мне не удается с ними поговорить. Проблема в том, что они мои одногруппницы и я нуждаюсь в общении с ними ,но с самого начала наши отношения не заладились . Год назад когда я с ними встретилась , я подумала , они мне противны ,неприятны . Но спустя время , я смогла влиться в коллектив (с огромным трудом) . И до сих пор общение с ними для меня огромный труд , труд который не ценится . С ними сложно , они многого требуют от тебя и высмеивают недостатки, перебивают .Я старалась стать лучше , следить за своей речью ,однако это лишь сильнее меня изводило, а разговаривать я стала только хуже . У меня есть настоящие друзья и с ними во всех отношениях - прекрасно , но с этими... В детстве был такой болезненный эпизод , когда брат и сестра общались только между собой и та боль, так похожа на эту . Так же в школе к девятому классу перестала общаться с одноклассниками , потому что они вели себя крайне отвратительно . Конечно , потом я об этом очень пожалела , став одиночкой и изгоем. У меня есть недостатки и я бы хотела их изменить ,но не таким же образом . Также настоящих родителей нет в живых, а опекун "не любит сюсюкаться и все эти нежности ". Мне сложно их игнорировать , почему-то я чувствую себя плохо если не общаюсь . Как мне поступить

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Эля! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!