спрашивает: Марина (Москва)
Меня зовут Марина. Хочу понять в чем причина сложных отношений с дочерью и понять как их наладить. Ей сейчас 32 года. Она замужем 6 лет, с ее мужем мы в нормальных отношениях, никогда конфликтов не было. Я в принципе не конфликтный человек – все в себе переживаю. Суть в том, что полтора года назад у молодых родилась дочка – моя любимая внучка. И мою взрослую дочь как подменили. Все воспринимает в штыки, везде критика. раньше такого не было. Я стараюсь, помогаю, гуляю с внучкой, делаю с мужем полезные подарки, дочь со мной стала как с врагом, хорошо хоть к внучке без разговоров пускает. А так, скажу что-нибудь – все не так, промолчу, так и в этом обвинит. Не знаю как это терпеть. Она у меня единственная дочь, муж говорит чтобы я меньше лезла к молодым и что все нормально, а я покой потеряла из-за этого. Что делать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Марина, возможно, дочь так пытается очертить границы своей семьи и отделиться от Вас эмоционально. Важно проанализировать ТО, КАК Вы строили с ней отношения - на что она так реагирует, что именно Вы говорите, о чем? Вам важно услышать дочь, чтобы понять, как выстраивать отношения уже с выросшей дочерью, которая сама уже стала мамой!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Психолог
Марина, не видя вашу дочь и не общаясь с ней, довольно трудно понять, что происходит. А значит, и дать подходящие рекомендации.
Чаще всего, в послеродовый период молодая мама переживает болезненное состояние, депрессивное. В этот момент повышенна чувствительность ко всем замечаниям. И, особенно, к тем, которые относятся к вопросу взаимодействия и заботы о ребенке. Советы и рекомендации от людей, считающих себя более опытными, могут раздражать, обижать. Поэтому лучше не советовать, пока не она сама не спросит.
Многим молодым мамам нелегко расставаться с малышом даже на 5 мин, а когда с ними занимается кто-то другой, могут возникать неприятные чувства.
Важно давать дочери послания, что она компетентна, хорошая мама, и со всем справится. Например: "у тебя все хорошо получается", "ты хорошо заботишься о ребенке".
Психолог
муж говорит чтобы я меньше лезла к молодым и что все нормально, а я покой потеряла из-за этого. Что делать?
Ну как что делать... "Слушаться мужа!" ))
Не воспримите мои слова за сексизм или "принуждению к патриархату", здесь исключительно соображения логики. Потому что чем больше вы будете "стараться быть хорошей для дочери" пытаясь приблизиться - тем больший негативизм это будет вызывать. Поэтому - просто обозначьте что вы - рядом и при необходимости постараетесь помочь. Иначе ваша "помощь" будет превращаться в Демьянову уху.
А вам имеет смысл  потратить некоторое  количество ваших ресурсов - времени, душевных сил, денег - на "заботу о себе" - походить на консультации к психологу.
К счастью вы указали  что вы живёте в Мскве - и как житель города вы можете получить в том числе и бесплатную помощь в городской психологической службе. Конечно «бесплатный сыр только в мышеловке», но такая консультация является некоторым «минимумом», хоть какой-то помощью — если помощь действительно нужна а денег нет. Или же можно обратиться к частнопрактикующему специалисту.
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте,Марина.Быстрее всего,когда дочка стала мамой,она стала относиться к Вам,как Вы в детстве относились к ней.Она мама,и теперь воспроизводит Вас,какой,видимо,Вы запечатлились в памяти дочки в ранние годы(а не сейчас).Такое бывает.Просто,следуйте советам ее мужа.Пока это гипотеза,так как,я не могу знать точно о Ваших детско родительских отношениях в ее детстве.
Психолог
Добрый вечер, Марина!
И мою взрослую дочь как подменили. Все воспринимает в штыки, везде критика. раньше такого не было.
А что произошло у Вас в отношениях с дочкой? Как Вы себя начали вести, когда появилась внучка? Вы хотите быть нужной и важной для дочки, давать ей советы?
муж говорит чтобы я меньше лезла к молодым и что все нормально,
А что значит "лезла"? Вы имеете в виду давать советы, как правильно воспитывать внучку? Если Вашей дочери не нравятся Ваши советы, то и не нужно их давать, но нужно дать понять, что если у дочери возникнут вопросы, то она всегда сможет к Вам обратиться!
муж говорит чтобы я меньше лезла к молодым
А Вы как считаете?
Поддерживайте дочь, не критикуйте, принимайте ее выбор, дайте ей возможность самой воспитывать дочь, вести домашнее хозяйство. Вы можете говорить ей свое мнение, но не навязывать свое мнение, свой взгляд, не говорить, что Вы знаете, как лучше ей, не контролируйте ее. Дочь выросла и самостоятельная.
Проводите время вместе, сходите по магазинам, относитесь к ней, как ко взрослой дочери, но не как к ребенку.
У нее своя жизнь. А у Вас своя жизнь.
Как проходит Ваш повседневный день? Есть ли у Вас подруги? Хобби? Это не значит, что нужно забывать о дочери, но важно понимать, что у Вас есть также Вы и Ваша жизнь.
Также есть семейные психологи, Вы можете с дочкой обратиться к семейному психологу.
Если Вы хотите более подробно разобраться в Ваших переживаниях, то Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.