спрашивает: Оксана (Москва)
Здравствуйте! Во время предновогодней лихорадки я и мой друг эмоционально выгорели. Между нами начало нарастать напряжение. Я это заметила недели две назад и хотела что-то предпринять, но не всё зависит только от меня. Между нами зашёл разговор о клятвах. Друг сказал, что мужчина клянётся перед богами, когда берёт на себя ответственность за семью и обещает любить женщину до конца своих дней. Потом спросил меня, могу ли я поклясться пред богами любить его всю жизнь. Вопрос был неожиданным, и я отшутилась, что у меня уже есть котёнок, перед которым я поклялась кормить его до конца своих дней. После этой шутки друг обиделся, упрекнул меня в том, что я ставлю на одно место его и котёнка, затем разозлился и не хотел со мной разговаривать.
Мне сейчас стыдно за шутку и избегание прямого разговора об ответственности в отношениях. Как взять ответственность на себя? Как пообещать …? Я не уверена, что смогу любить человека до конца своих дней. Если я это пообещаю, то потом меня обвинят во лжи. Что бы я ни сделала, останусь виноватой.
С наступающими вас!

Ответы и советы психологов
Психолог
Оксана, вам точно никакой ответственности брать на себя не надо. Скорее ваш МЧ хочет скинуть ответственность с себя, введя вас в крайне зависимое положение. Никаких клятв в отношениях быть не может. Если человек настаивает на этом, это говорит лишь о его крайней неуверенности в своей состоятельности как вашего партнера, о желании бесконечно удерживать вас у себя, ничего не давая взамен, о страхе потерять вас. Любой участник партнерства волен покинуть его в тот момент, когда посчитает, что этот союз перестал быть для него функциональным.
Психолог
Здравствуйте, Оксана! Его поведение похоже на манипуляцию - словно, Вы ДОЛЖНЫ поклястся - но- разве клятва - это гарантия любви? НЕТ! Любовь - то, что происходит между ДВУМЯ. Что испытываете Вы? прислушайтесь к себе - чувство, что Вас загоняют в угол. Да, Вы можете сказать, возможно, что Любите Сейчас, но не знаете, что может быть в будущем, верно. И Вот это и есть правда - ответственность скорее не в том, чтобы обещать что-то, а признаться в реальности!