спрашивает: Юлия (Москва)
Здравствуйте. У меня непростая ситуация в семье. Мы с мужем женаты уже более 20 лет. Сложилось так, что муж в основном всегда работал, а всё остальное лежало на моих плечах. При этом я ещё работала. У нас двое детей. Старшей дочери 22 года , сыну 17 лет. Сын рос очень тяжёлым ребёнком: заикание, ОНР граничащее с ЗПР. Я сама учитель - логопед по образованию. Очень много сил уходило на него. Я сама с ним много лет занималась, водила к нейропсихрлогу, психологу на занятия. Когда он пошёл в 1 класс, я ушла с работы. Он часто болел и много пропускал. Я сама ему была вместо учителя. Долгое время муж мог нас обеспечивать и я могла спокойно заниматься детьми. В 17 году он потерял работу и решил со своим другом открыть своё дело. Они занимаются установкой пластиковых окон. Он всю жизнь этим занимался, так и остался в этой профессии. Но, как начали своё дело, резко доходы упали. Сначала мы терпели, я понимала, что нужно время. Привыкла к безденежью. В 18 году сама стала заниматься репетиторством. В основном мой муж зарабатывает летом, где то с ноября по апрель у него мёртвый сезон. В 19 году осенью я заболела (онкология). Год лечилась, пришлось работу бросить. Потом онкологию нашли у мамы. Ещё лечили год. Я всё это время не работала. И муж много не зарабатывал. Нам всегда помогала его мама (оплачивала репетиторов, могли занять денег на врачей, и тд,
Сейчас оплачивает обучение внука в колледже). На почве постоянной нехватки денег, мы часто стали ругаться. Конечно я недовольна, что приходится экономить. А хуже то, что я поняла, что муж и не стремиться как то зарабатывать. Его и так всё устраивает. Наконец мы дошли какого то пика и решили разойтись. Мы не разводились, просто решили пожить отдельно. Он ушёл к маме. Я с сыном живу отдельно в квартире, которая нам досталась, после смерти бабушки мужа). Дочь живёт с моей мамой, она взрослая и так решила, чтобы не оставлять её одну. Сейчас я на инвалидности (2 группа по онкологии). Я вышла в ремиссию, как и мама. Но химия не прошла бесследно, пострадал костный мозг. Не восстанавливается кровь (гемоглобин, лейкоциты, лимфоциты - дефицит). Как сказала онколог - костный мозг угнетён. Да, я пью витамины, микроэлементы, но анемия сохраняется. Несмотря на всё мне пришлось выйти на работу. Я набрала детей и всегда в разъездах (езжу по клиентам). Устаю сильно, иногда слабость, тяжело даже сидеть. Но по-другому никак. Мне приходится самой водить машину и работать до вечера. Мужу я говорила, что очень устаю и, если бы не нехватка денег, не стала бы брать столько детей. Он говорит, что понимает, но при этом ситуация не меняется. Он не стремиться заработать. Учитывая то, что мы договорились, пока он не начнёт зарабатывать, ко мне он не вернётся. Могли бы развестись, он не хочет. Постоянно говорит, что любит. Но я устала от "любви только на словах". При этом разводиться мне тоже невыгодно, если говорить прямо. Придётся уехать к маме в двушку. А как жить вчетвером со взрослыми детьми...
В общем я устала от всего этого. От того, что самой приходится думать, как заработать. Я часто не могу просто посетить онколога или пройти обследование, постоянно переношу запись, потому что надо работать. Вроде муж понимает, но ничего не делает. Подскажите как быть? Иногда я чувствую, что выдохлась. Недалеко до нервного истощения.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Вы загоняете себя, но дело в том, что осознаете - муж не спасет Вас! Всё как было на Вас, так и будет. Мужа всё устраивает и он все это время видел, что Вам тяжело - но - Вы тащили всё на себе, а значит показывали ему, себе, детям, всем окружающим, что Вы та, кто тащит, поэтому он и не стремится изменить ситуацию, именно это и устраивало его годами, что Вы всё равно всё тащите.
Теперь Вам предстоит перестать расчитывать на мужа и на то, что он пожалеет Вас и начнет зарабатывать, да, тяжело и будет тяжело, но помочь себе можете только Вы, начав уважать себя, любить себя и заботиться о себе. Дети вырастают и тоже могут начать брать на себя ответственность за свою жизнь!