спрашивает: Алина
Добрый день, ув психологи!
Я очень долгое время живу с этой проблемой. Пробовала решать вопрос самостоятельно. Есть результаты.
Страх общественного мнения, в закрытых помещений. Магазины, спортивные залы, скопление людей...Понимаю что мой страх глупый, но все же какие методики стоит попробовать? Лучше обращаться к психологу или к психотерапевту? Понимаю что это связано с самооценкой и уверенностью. Какие рекомендации?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Алина! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Алина, здравствуйте
Страх общественного мнения и прочие перечисленные не обязательно связаны с низкой самооценкой. Кроме того, самооценка в разных областях жизнедеятельности может оказаться прямо противоположной. Скорее всего ваша самооценка во многом видится как ключевая проблема вашей жизни, возможно поэтому и декларируемые симптомы вы относите к ней.
Рекомендовать некие методики не зная не только запроса, но и его важных деталей скорее всего нет никакого смысла. Кроме того, то, что порой называют методиками или техниками очень плохо работает в отрыве от системы, которая у каждого специалиста своя.
Обращаться можно как к психологу, так и к психотерапевту, если работа ведется в психологическом, не медицинском домене, разницы никакой нет.
Обращайтесь, есть хороший опыт, связанный с вопросами, касающимися самооценки в романтических, профессиональных, социальных направлениях.
Психолог, семейный психолог
Алина, здравствуйте!
В своей практике использую проективные методы, например Эмоционально-Образную терапию для работы с такими проблемами. Страх общественного мнения в закрытых помещениях может иметь разные корни и причина может Вами уже быть забыта и не осознаваться, а при помощи техник работы с подсознанием, ее можно обнаружить и уже с ней работать на сознательном уровне. Потому считаю, что лучше обращаться к психологу, который работает с такими вопросами. Можете обратиться ко мне, я работаю онлайн и буду рада помочь.
С ууважением,
Елена