спрашивает: Светлана (Санкт-Петербург)
Здравствуйте! Мне 32 года, я замужем, нашему сыну 5 лет. Сейчас временно проживаем с моей мамой. Так нужно, в этом году собираемся покупать квартиру(делаю на это акцент, чтобы избежать советов, что надо жить отдельно, я в курсе)). Советы терпеть тоже слышать не хочется, потому что хочется не просто проглотить всё, а разобраться в причине моей реакции.
А теперь суть)) Сын у нас очень характерный, своенравный и упёртый) плюс ещё возраст 5 лет даёт о себе знать:капризы на пустом месте, сопротивление во всём особенно папе. Бывает прям до истерик доходит, при этом мы ребёнка не наказываем никогда физически, всегда всё стараемся решать разговорами, но прикрикнуть можем, когда уже вообще не слышит, а наши нервы сдают.
Мама никогда особо не помогала с ним, даже открыто говорила, что не собирается. Сама признаёт, что ей тяжело с характером внука справляться) Но каждый раз хватает демонстративно корвалол и говорит, что ей плохо из-за наших "воспитательных мер".. Например:"Можно было помочь ребёнку одеться, а не заставлять его делать это самому"..
Проблема моя лично заключается даже не в том, что мама влезает не в своё дело, а в том, что для меня это будто триггер какой-то. Она, видимо, считает меня плохой матерью и всегда лучше меня знает, как нужно поступить. При этом я с детства имею очень много претензий к ней, потому что меня практически воспитывала бабушка. От мамы за все годы я ни разу не слышала слов любви или извинений. Но она никогда не повышала голос ни на кого. Так и сейчас - я всё делаю не так, а от моих слов, что она тоже что-то делала не так, мама отмахивается и обижается! Даже напоминание о том, что из-за моих громких капризов в детстве, к нам соседи даже заходили, не принимаются) Мама говорит, что этого не было)) Я ещё и виновата остаюсь!
Я отдаю себе отчёт, что я не идеальная мать, но мой сын знает, что мы с папой любим его, он слышит это часто от нас. Если мы перегнули где-то и обидели его, всегда просим прощения.
Для меня, как пунктик какой-то был с рождения ребёнка - я должна научить его не бояться говорить о своих чувствах и вырастить его с пониманием, что его любят.
Всё смешалось, извините за сумбур)) Но может всё же удастся понять, в чём именно моя проблема?

Ответы и советы психологов
Психолог
Светлана, добрый день,
Ваше письмо-настолько чекто сформулированный запрос, что, прочитав его, мне кажется, Вы сами скажете: теперь понятно в чем дело!" На самом деле нам трудно выйти из ситуации и посмотреть на нее со стороны. А Вы уже сделали это, когда написали. Что на самом деле происходит?  Мама не изменилась, мама не принимает претензий, связанных с Вашим детством и с ее поведениме сейчас. Она видит это все по-другому, не так как Вы. Это реальность. Но есть еще Ваши ожидания, которые с реальностью никак не совпадают. И ожидания эти и приводят к реакции Вашей эмоциональной, с которой Вам самой так тяжело. Верно? Что в основе Вашего "триггера": "она думает, что я плохая мать. Она не должна так думать, это она плохая мать,она должан это признать"  Примерно так?
И, конечно, когда Вы бьетесь как в стенку в это "должна", "это несправедливо, так быть не должно" и подобное, Вы чувствуете злость, беспомощность, обиду. НО, стоит нам только просто заменить для начала слоово "должна" на "мне хотелось бы", как стена исчезает, появляется возможность действий! Да, Светлана, Вам хотелось бы, чтобы мама понимала свою вину перед Вами, чтобы она признавала, что Вы хорошая мать и т.д, но,это не значит, что так должно быть. И тогда-что я с этим делаю? Если я не могу изменить маму (мы не можем изменить других людей) и не могу изменить ситуацию (на данный момент живем вместе), я могу изменить свою реакцию. С привычной детской обиды (которая вылезает на автомате-на любой триггер) на сожаление, например, на печаль, на здоровую злость. Это не так просто, Светлана, но, поверьте, это не просто слова. Именно этим мы занимаемся на консультациях.  Буду рада Вашему отклику!
Психолог
Здравствуйте,Светлана.Быстрее всего,Вы достаточно хорошая мама и достаточно хорошо и любовно воспитываете ребенка.Но,при этом,Вы не чувствуете себя счастливой под соколиным взглядом властной мамы.По всей видимости,она недолюбливает Вашего ребенка,как и недолюбливала Вас(это воспитание в виде контроля и надзора-мало любви но много негативный оцениваний).Ваша ошибка-детское чувство вины и ранимости(стыда),которые воспитала в Вас мама.Поэтому,ее слова всегда для Вас звучат,как истина в последней инстанции,как приговор прорурора.И Вы на это ведетесь.А важно воспринимать обвинительные речи мамы,как Ее Точку Зрения,и не более.А Ваша точка зрения-генеральная.Так как,Вы этого пока не умеете,то приходится говорить о Вашей заниженной самооценке.Ваша эмоциональная автономия от мамы всегда будет пропорциональна Вашей новой ценности.(Чем Вы у себя ценнее,тем слова мамы менее жалят и проникают в Вашу взролую личность).С уменьшением собственной,бессознательной вины и стыда важно работать.Самой или в паре со специалистом,например,психоаналитиком.Но,это длительная работа и требует особой мотивации к собственным изменениям.Выбирайте свой путь и становитесь менее зависимой от маминых Негативных Оцениваний.
Психолог, семейный психолог
Светлана, здравствуйте!
Ваша проблема в том, что Вы имеете много претензий к маме, а она вытесненное чувство вины по отношению к Вам. Потому она подсознательно, чтобы справиться с чувством вины, критикует Вас, а Вы обостренно реагируете на ее поведение. Кроме того, она регулярно демонстрирует Вам, что Вы не справляетесь идеально с обязанностями, хоть на уровне сознания Вы и понимаете, что Вы справляетесь достойно, а подсознательно, скорее всего, очень боитесь быть плохой матерью (как мама) , вот и реагируете остро на любой подобный повод -   сразу в защитную позицию становитесь.
Что делать? проработать детско- родительские отношения, справитесь с претензиями к маме, тогда не будет обостренной реакции на ее поведение, а также разобраться в отношении к себе.
Если хотите глубже разобраться в своем вопросе, записывайтесь на консультацию, работаю онлайн и буду рада помочь.
С уважением,
Елена